Что такое ландшафтная архитектура простыми словами

В этой статье мы разбираем на примерах, что такое ландшафтная архитектура, её задачи и существующие типы. Здесь Вы узнаете, чем отличаются ландшафтный дизайн и архитектура? Кто может быть ландшафтным архитектором и какими навыками должен владеть?

Ландшафт и его влияние на нашу жизнь

Чтобы понять, чем занимается ландшафтная архитектура, важно иметь чёткое представление, что же такое ландшафт и какое влияние он оказывает на людей.

Тундра в Сибири. Фото: Dr. Andreas Hugentobler • CC BY 2.0 de

Ландшафт — это видимые особенности участка земли, его рельефа и единства с природными или искусственными объектами. Так определяет это понятие Новый Оксфордский американский словарь.

  • Ландшафт включает в себя физические элементы географически определенных форм местности, таких как
    • покрытые льдом вершины гор,
    • холмы,
    • водоемы (реки, озера, пруды и моря),
    • живые существа земного покрова, включая местную растительность,
    • элементы человеческой деятельности (различные формы землепользования, здания и сооружения),
    • а также переходные элементы, такие как освещение и погодные условия.
  • Ландшафты выражают местную и национальную самобытность людей, основа которой создавалась на протяжении тысячелетий.
  • Характер ландшафта помогает определить самооценку людей, населяющих его, и ощущение места, которое отличает регион от других. Это — меняющийся фон для жизни людей.

Ландшафтом могут быть сельхозугодья, парк или пустыня. Земля обладает обширным разнообразием ландшафтов, включая полярные льды, горные хребты, обширные засушливые пустыни, острова и прибрежные зоны, леса и тропики.

Что такое ландшафтная архитектура?

Ландшафтная архитектура — это междисциплинарная область, включающая аспекты

  • ботаники,
  • садоводства,
  • изобразительного искусства,
  • архитектуры,
  • промышленного дизайна,
  • геологии и наук о Земле,
  • психологии окружающей среды,
  • географии и экологии.

Деятельность ландшафтного архитектора может варьироваться

  • от создания общественных парков до планирования площадок для частных застроек,
  • от проектирования жилых комплексов до планов гражданской инфраструктуры,
  • от управления большими областями дикой природы до освоения деградированных ландшафтов (выработки или свалки).

Ландшафтная архитектура работает над всеми типами сооружений и внешнего пространства — большого или малого, городского, пригородного и сельского. Они используют в своей работе как «твердые» (построенные), так и «мягкие» (засаженные) материалы. Особое внимание при этом уделяет экологической устойчивости.

Ландшафтная архитектура — это проектирование, планирование, управление и забота о застроенных и естественных средах.

Профессиональные ландшафтные архитекторы принимают во внимание такие вещи, как уклон, состояние почвы, погода, климат, цель использования пространства и другие. Они проектируют районы, города, поселки и другие объекты,

  • защищая природу и преобразуя пространство,
  • учитывая природные и человеческие факторы.

Результатом такой работы должна быть здоровая удобная для жизни людей среда без вреда для экологии, но с обоюдной пользой. Некоторые объекты ландшафтной архитектуры созданы и построены; другие — сохраняют природные угодья, улучшая эстетику и качество использования.

Эко-парк «Заповедный луг» номинант на IX Российскую национальную премию по ландшафтной архитектуре

Виды ландшафтной архитектуры

Ландшафтная архитектура занимается различными видами деятельности.

Планирование регионов

Этот вид деятельности в первую очередь разрабатывает документ для использования в будущей жизни и экономической деятельности района. Включает в себя поверхностные и подземные дренажные системы, геологию, гидрологию и классификацию. Примерами могут служить генеральные планы и проекты жилых, технических, общественных и сельских районов.

Вид генплана застройки района

Городское планирование

Это означает планирование городов и поселков, их инфраструктуры и схемы роста с учетом естественных географических особенностей и ограничений. Он может включать в себя план городских улиц с

  • жилыми и административными зданиями,
  • коммунальными кварталами,
  • транспортными магистралями и развязками,
  • обеспечением безопасности,
  • академическими кампусами и общественными заведениями,
  • озеленением и площадями.

Планировка городов Древнего Рима

Усовершенствование или развитие районов

Структурирование пригородной застройки земли требует учёта тех же узловых элементов, что и при планировании новой территории. Только дополнительно требуется точная и грамотная привязка к уже существующим реалиям. Улучшение, обновление и реконструкция кварталов со всеми включениями городского планирования.

Парки и зоны отдыха (садово-парковая архитектура)

Ландшафтная архитектура выросла из садово-паркового искусства, более всего известного по дворцовым и приусадебным паркам Европы и России. Сегодня этот вид деятельности охватывает создание общественных садов, дендрариев, парков, детских площадок, полей для гольфа, стадионов, спортивных сооружений, памятников, зоопарков, пляжей, курортов и рекреационных зон.

Тактильный сад «Шестое чувство»- открыть мир природы с новой стороны, «наощупь», через звуки и запахи, адрес: Москва, 4-й Вешняковский проезд, д.1, корпус 1.

Кому интересно узнать об особенностях основных стилей ландшафтного дизайна сада, кликайте по ссылке. Там рассказано о 13 традиционных и современных формах садово-парковой архитектуры и дизайна.

Экологическое планирование окружающей среды

Это проектирование общественных мест с использованием существующих, естественных пространств и элементов с наименьшими изменениями к ним. Сюда относятся плановые посадки зеленых насаждений, природные парки с объектами экологического дизайна, развитие прибрежных зон и водных путей.

Болота в Лахемааском национальном парке Эстонии. Фото Lysy • CC BY-SA 3.0

Сохранение наследия природных угодий

Этот тип ландшафтной архитектуры охватывает поиск и обнаружение исторически обусловленных природных районов, их защита и восстановление. Занимается возрождением естественной среды обитания для разных видов живого мира, их охраной и разработкой способов восстановления экологии.

Рисовые террасы Батад в Филиппинских Кордильерах, первое место, которое включено в категорию Культурных ландшафтов Списка всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 году. Фото Adi.simionov • CC BY-SA 3.0

Услуги

К ландшафтной архитектуре также относят

  • только дизайнерские услуги по оформлению участков, дворов и других территорий,
  • разработка проектов и/или их осуществление,
  • создание и сопровождение объектов.

Последние тенденции развития ландшафтной архитектуры

Мир меняется и всё большее влияние на Землю оказывает разрушающая деятельность человека. Для предотвращения экологической катастрофы ландшафтные архитекторы обратили внимание на самые острые проблемы, которые требуют быстрого решения. Вот некоторые из последних тенденций, включенных обществами ландшафтных архитекторов в сферу своей заботы:

  • восстановление и защита исчезающих водно-болотных угодий;
  • обеззараживание местности, загрязнённой промышленными отходами и ядовитыми веществами;
  • проектирование зон, восстанавливающих здоровье Земли и человека.

Примерами деятельности в этих направлениях могут служить:

  • Создание целебных садов, способствующих снижению стресса, укреплению иммунной системы, повышению физической активности и сокращению времени выздоровления после болезни.
  • Биоремедиация — восстановление биологического равновесия местности с помощью естественных свойств растений, грибов и / или почвенных почвенных микроорганизмов (червей). Таким образом загрязненные промышленные объекты, свалки и т.п. зоны преобразуются в безопасные общественные зеленые насаждения.
  • Зеленые крыши, которые помогают экономить на отоплении до 8% зимой, а летом на охлаждении — до 50%, очищают дождевую воду и дают среду обитания для насекомых и птиц.

5 фактов из истории ландшафтной архитектуры

Ландшафтная архитектура может преобразовать пространства, и делала это на протяжении веков. Вспомните великие королевские сады Франции и Англии. В период до 1800 года история садово-паркового искусства (позже названного ландшафтной архитектурой) во многом связана с планированием и дизайном сада для усадеб, дворцов и королевских владений, религиозных комплексов и других центров управления.

Примером является обширная работа Андре Ле Нотра (André Le Nôtre) в Во-ле-Виконте и во дворце Версаля для французского короля Людовика XIV. Esther Westerveld — Flickr: Kasteel van Vaux-le-Vicomte — Maincy, CC BY 2.0

  • Первым человеком, написавшим о создании ландшафта, был английский писатель и политик Джозеф Аддисон (Joseph Addison) в 1712 году.
  • Термин «ландшафтная архитектура» придумал шотландец Гилберт Лейнг Мизон (Gilbert Laing Meason) в 1828 году.
  • А как профессиональный титул название было использовано впервые «отцом американской ландшафтной архитектуры» Фредериком Лоу Олмстедом (Frederick Law Olmsted) в 1863 году при проектировании Центрального парка, Нью-Йорк, США. Здесь сочетание традиционного ландшафтного садоводства и появляющейся области городского планирования придало работе уникальную направленность.

Так в конце 19-го века термин «ландшафтный архитектор» стали использовать профессионалы, занимающиеся ландшафтным проектированием, а утвердили его после того, как Фредерик Лоу Олмстед-младший и другие основали Американское общество ландшафтных архитекторов (ASLA) в 1899 году.

Ландшафтный архитектор: всё о профессии

Профессия ландшафтного архитектора дает возможность развернуться фантазии, но при этом сопряжена с большой ответственностью. Эта работа подходит людям, которым нравится заботиться о природе и людях, превращая ландшафт в более удобную и экологичную для всех живых существ жизненную среду. Работающие ландшафтные архитекторы должны постоянно повышать свою квалификацию и следить за событиями в мире.

Самое основное, что надо знать о работе ландшафтного архитектора

Чтобы стать ландшафтным архитектором необходимо закончить высшее учебное заведение со степенью магистра. Работа ландшафтного архитектора предполагает посещение объектов, т.е. полевые работы. Это нужно для того, чтобы иметь четкое представление о планируемой зоне (тип почвы, растительность, рельеф), провести дополнительные измерения, осмотр и оценку. Поэтому здоровье человека должно быть способно переносить умеренные физические нагрузки в любую погоду, жару, дождь и мороз.

Основная работа ландшафтного архитектора – составление проектов при помощи программ автоматизированного проектирования, например CAD, визуализации и обработки данных. Но часто первичный эскиз или чертёж делают непосредственно на объекте карандашом. Приходится много времени проводить в напряжённой позе за компьютером, при этом создаётся большая нагрузка на глаза.

Обычный график работы – с понедельника по пятницу, в среднем 40 часов в неделю. Но так как работа творческая, то часто встречается гибкий график работы и неравномерная трудовая нагрузка. По мере приближения срока окончания проекта возникает необходимость работать по вечерам и в выходные дни.

Чем занимается ландшафтный архитектор?

Часто сотрудничая с архитекторами и инженерами-строителями специалист в области ландшафтной архитектуры делает:

  • анализ и дизайн ландшафта,
  • проектирование сооружений,
  • надзор за застройкой ландшафта,
  • реставрацию исторических мест и памятников,
  • пространственное планирование,
  • оценку экологических воздействий и
  • хозяйственное управление зелеными насаждениями.

В результате деятельности появляется детальная или общая планировка, дизайнерский проект озеленения городской зоны, площади или даже ландшафтная скульптура.

Чем отличается ландшафтный дизайнер от ландшафтного архитектора?

Как частный случай ландшафтной архитектуры рассматривается работа ландшафтного дизайнера, который непосредственно делает

  • зеленые насаждения,
  • устраивает пруды,
  • мостит территорию плиткой,
  • строит террасы, подпорные стенки и пр.

Ландшафтным дизайнером можно работать со степенью бакалавра.

Чем отличается ландшафтный архитектор от архитектора?

Как ландшафтные архитекторы, так и архитекторы влияют на внешний вид района или региона, но они сосредоточены на разработке разных вещей. Оба они проектируют, однако, ландшафтные архитекторы сосредотачиваются на окружающей среде, в то время как архитекторы — на зданиях.

Архитекторы проектируют конструкции, такие как дома, офисы, театры и другие, а ландшафтные архитекторы разрабатывают планы открытых площадок вокруг конструкций. Они могут проектировать общественный парк, делать планировку территории школы или бизнес-центра и т.д.

Какую профессиональную карьеру может иметь ландшафтный архитектор?

Трудовые обязанности и сфера ответственности ландшафтного архитектора во многом зависят от его квалификации.

  1. Недавно окончивший университет дипломированный ландшафтный архитектор с магистерской степенью работает над проектами под руководством более опытного специалиста.
  2. Имея достаточный опыт работы можно получить следующую профессиональную квалификацию уполномоченного ландшафтного архитектора. Это даёт «зелёный свет» делать проекты самостоятельно, под свою ответственность.
  3. После окончания докторантуры и при наличии соответствующего опыта работы можно получить квалификационное свидетельство уполномоченного ландшафтного архитектора-эксперта. Это — специалист высшей категории, который кроме перечисленных работ, делает сложные экспертные оценки и входит в состав жюри на международных конкурсах.

Где учиться на ландшафтного архитектора?

Обучение начинается в бакалавриате, но для работы ландшафтным архитектором требуется магистерская степень. Лучшие учебные заведения, где готовят по специальности «ландшафтная архитектура»:

МГТУ им. Н. Э. Баумана

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

Получить профессию ландшафтного дизайнера можно во многих учебных заведениях.

Будущим ландшафтным архитекторам следует в общеобразовательной школе обращать основное внимание на черчение, геометрию, изобразительное искусство, культуру, географию и работу с компьютером.

Профессия ландшафтного архитектора пользуется все большим признанием в обществе и получившим данную специальность обычно удается найти работу в

  • в бюро ландшафтной архитектуры,
  • проектных, инженерных и архитектурных бюро,
  • в местных самоуправлениях,
  • государственных учреждениях,
  • природоохранных организациях и центрах развития,
  • учреждениях системы образования,
  • а также внештатными специалистами.

Опытные ландшафтные архитекторы могут открывать собственные бюро. Одним из показателей стандартов специалиста является его членство в Ассоциации ландшафтных архитекторов в России.

Ассоциация ландшафтных архитекторов России (АЛАРОС) объединяет ландшафтных архитекторов и ученых в соответствующей области. Стать членами этой организации могут не только профессионалы, но и студенты.

АЛАРОС входит в Международную федерацию ландшафтных архитекторов International Federation of Landscape Architects (IFLA) — всемирное объединение ландшафтных архитекторов, которое координирует требования к профессиональной деятельности и квалификации.

«Кодекс профессиональной этики ландшафтного архитектора» соответствует международным нормам и определяет высочайшие стандарты в процессе предоставления своих профессиональных услуг. На первом месте стоит профессиональная ответственность перед окружающей средой. Затем идут взаимоотношения с общественностью и клиентами. В 3 разделе определены правила взаимоотношений с коллегами.

Можете ознакомиться с профессиональным стандартом «Ландшафтный архитектор», который был утверждён 29 января 2019 г. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Здесь прописаны и основная цель деятельности, и трудовые функции для каждого уровня квалификации, и необходимые умения и знания.

Начиная с 2010 года в Москве проводят творческий конкурс Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре. Это высшая профессиональная награда национального значения в этой области. В конкурсе профессионального мастерства могут принимать участие

  • ландшафтные архитекторы,
  • общественные объединения,
  • некоммерческие организации,
  • органы власти,
  • девелоперские компании,
  • коммерческие компании и
  • профессионалы, выдвигаемые за достижения в Российской Федерации по популяризации профессии «ландшафтный архитектор».

Есть целый ряд номинаций за лучшие публикации, фильмы, общественную и преподавательскую деятельность, за эффективное управление и другие. Для молодёжи до 25 лет тоже проводят конкурсы в рамках Российской национальной премии. Показать свои работы, заявить о себе ландшафтным архитекторам есть где.

Теперь Вы знаете, что такое ландшафтная архитектура и дизайн, чем занимаются ландшафтные архитекторы и где можно получить нужное образование.

Для того чтобы приусадебная территория была не только полезной, но и красивой, необходимо продумать, разработать элементы ландшафтного дизайна. Пусть все они имеют различное функциональное назначение, но должны служить единой цели – достижению наибольшей красоты и комфорта проживания.

Искусственный пруд как элемент ландшафтного дизайна

Одна из важнейших задач их подбора – обеспечение гармонии всех зданий и сооружений с окружающей природной средой.

Основные элементы

Ландшафтный дизайн обеспечивает обустройство усадьбы, используя растительность и архитектурные формы. Его основные элементы: здания, газоны и цветники, деревья и кустарники, малые архитектурные формы.

Здания

На приусадебной территории могут стоять одно- или многоэтажные дома, типовые или стилизованные, одиночные или комплексные. Какими бы ни были, для дизайнера они данность – это главные объекты ландшафтного дизайна, к которым присоединяют все другие декоративные элементы. Задача оформления – сгладить неестественность правильных геометрических форм, их противоречивость с природной хаотичной совокупностью растительного мира.

Пример оформления здания декоративными элементами и растениями

Газоны и цветники

Это важные элементы дизайна, сделанные, как правило, своими руками. Их виды:

  • цветочные клумбы и палисадники перед домом;
  • традиционные травяные газоны;
  • мавританские лужайки;
  • партерные газоны;
  • розарии, арабески, модульные группы;
  • альпийские горки, габионы, рокарии и рабатки;
  • рулонные газоны;
  • рутарии;
  • нетрадиционные декоративные полянки.

Наиболее популярны круглые, прямоугольные и овальные клумбы. Некоторые любители оформляют эти элементы ландшафтного дизайна в форме треугольника или пятиконечной звезды. Бордюрный материал для них самый разнообразный, и в первую очередь это камень или кирпич. Заполняются цветами с добавлением кустарников и небольших деревьев.

Травяной газон ухожен, если он аккуратно пострижен. При регулярной стрижке трава становится гуще, не поддаётся вытаптыванию.

Планировка газонов и цветников на участке

Она радует красотой, а также великолепно контрастирует с посаженными деревьями, кустами, разбитыми цветниками и клумбами. Когда появились газонокосилки, ухаживать за ней стало проще, а выглядеть она стала ещё привлекательнее.

Мавританские декоративные лужайки бывают двух видов: одноколерные и пестроцветные, засеянные смешением многолетних и однолетних трав, таких как овсяница красная, полевица, тимофеевка луговая.

Весной после схода снега территорию следует граблями очистить от прошлогодних листьев и высохшей травы. Чтобы не нарушить рост и цветение дикорастущих растений, стригут такой газон поздней осенью, когда отойдут цветы и созреют семена. Травяные партерные газоны предназначены вовсе не для того, чтобы на них играли дети, устраивались пикники, валялись отдыхающие. Их создают для любования на участках строгого классического декора, поэтому они должны быть без малейшего изъяна.

Подготовка почвы, а также устройство дренажной системы для них должна быть качественной, в соответствии с разработанной технологией. От этого возрастает стоимость их устройства и дальнейшей эксплуатации. Иногда на отведённой территории выращивают один вид цветов: розарии, георгинарии, гладулярии. Арабески – это цветники сложных орнаментальных и абстрактных форм, или изображающие насекомых, птиц, животных.

От них отличаются модульные группы, состоящие из строгих заполненных цветочной растительностью геометрических фигур и мощёных дорожек для прогулок. По краям аллей в один ряд или даже в пять полос высаживается цветниковая рабатка. Великолепны японские каменные сады. Их основные элементы – большие валуны, обросшие мхом, и расположенные на песчаных или гравийных площадках. Травяные газоны, невысокие кустики с плотной листвой дополняют ландшафт отдельными островками.

Классический японский каменный сад

Необычным цветником выглядит рутарий – композиция из растений, центральной деталью которой является пень с разветвлёнными корнями, коряга или толстая сухая ветка. Чтобы придать загадочности в укромных местах ставят фигурки сказочных гномов.

Альпийские горки – это цветники, которые своими руками разбивают при наклонной поверхности, имитирующие горный рельеф с использованием камней, цветов и карликовых деревьев.

Такие же элементы содержат рокарии. Им наклон территории необязателен, а некоторые их участки имеют чётко очерченные границы и заполнены песком или каким-либо цветным материалом. Дизайнерам нравится также оформление ландшафта с использованием габионов – цветочных клумб из сплетённой сетки.

Рулонные газоны – специальные сеточные полотна, уложенные пластами дёрна с заранее выращенной травой. Продаются в готовом виде. Стоимость вполне умеренная, а преимущества значительные:

Схема устройства рулонного газона

  1. Быстро приживаются, их легко свернуть и перенести на другое место.
  2. В отличие от традиционных газонов им не требуется послепосевной тщательный уход, так как эта стадия уже пройдена.
  3. Освобождают от затруднений выбора газонной растительности для травяного покрова.

Каждый владелец большого придомового участка может проявить творчество и придумать нетрадиционный газон. Если полянку в саду засеять клевером-трилистником, то ковёр из него будет смотреться необычайно привлекательно. Стоимость семян этого многолетнего растения сравнительно невысокая. Приобрести можно на рынке. Кашка быстро разрастается по лужайке, цветёт всё лето небольшими шаровидными цветками и практически не требует ухода.

Спортивной семье подойдёт футбольное мини-поле, на котором удобно играть в теннис и бадминтон. Дети используют его, чтобы заняться своими подвижными играми или просто поваляться на зелёном травяном ковре.

Вариант устройства футбольного мини-поля на дачном участке

Для его подготовки понадобится песчаная или гравийная основа, а из трав – мятлик и овсяница.

Деревья и кустарники

Замечательным материалом являются крупные растительные элементы ландшафтного дизайна. В их числе лиственные деревья: вяз, декоративная ива, берёза. Могут расти отдельно или в так называемой букетной комбинации, когда они, посаженные в круге, образуют общую большую крону. Липа в период цветения очаровывает медовым ароматом, а клён – яркими осенними красками. Но к глубокой осени они теряют свою привлекательность. Хвойные насаждения остаются зелёными круглый год.

Кустарники используются в качестве:

  • живого забора;
  • замечательного зелёного фона для малых архитектурных элементов;
  • украшения для клумб и цветников;
  • бордюра, обрамляющего отдельные участки сада;
  • кулисы, ограничивающей обзор территории;
  • зелёного лабиринта;
  • топиари – фигуры, созданной стрижкой кустов с густой листвой;
  • вертикального озеленения.

Одни кустарники, такие как сирень или черёмуха, покрываются цветами ранней весной, распространяя вокруг удивительный аромат. Другие цветут в начале лета, например, барбарис и шиповник, а россыпь ярких ягод сохраняется даже зимой. Третьи – компактные, стрижкой им можно придать какой угодно вид, который украсит декор любого изысканного стиля.

Для вертикального озеленения используются вьющиеся растения. В средней полосе популярны различные декоративные виды винограда, хмеля, душистого горошка.

Оформление участка декоративным виноградом

Ими украшают фасады домов, перголы и арки, садовые беседки, декоративные мостики, а также кирпичные ограждения, деревянные изгороди или каменные заборы. Всем нравится вьющееся растение клематис большими, яркими цветами.

Растительность вертикального оформления неприхотлива, растёт сравнительно быстро и создаёт плотные зелёные покрытия, скрывающие стены зданий и непривлекательные места ограждений. Для них не требуются большие горизонтальные участки, которые всегда в дефиците. Однако для их роста вверх необходимо своими руками смастерить деревянные решётки. А вниз вьющиеся растения свисают из вазонов, ящиков и кашпо.

Малые архитектурные формы

Элементы ландшафтной архитектуры являются необходимым звеном, связывающим строгие линии зданий, сооружений с хаотичными очертаниями растительности в единый дизайнерский ансамбль. К малым архитектурным формам относят:

  1. Беседки, которые могут решать не только декоративные, но и функциональные задачи. Они используются для настольных игр, обедов, чаепитий, тихого отдыха на природе.
  2. Ограды для разграничения функциональных зон. Их сооружают из дерева, пластиковые заборы из ПВХ или металлические изгороди из сетки. Они должны быть одинаковой формы, из одного и того же материала.
  3. Декоративные лестницы, декоративные мостики с поручнями и без них.
  4. Дачные садовые скамейки для отдыха, как правило, одинаковые, равномерно расставленные по всей территории.
  5. Водные элементы. Замечательно, если приусадебный участок находится на берегу озера или реки. Ещё лучше, когда его пересекает природный ручей.Оригинальное устройство искусственной реки на загородном участке

    Тогда есть возможность сделать водопад или каскадные перепады воды. Если ничего подобного нет, то можно своими руками сделать искусственный пруд. Маленький прудик или садовый фонтан придаст дизайну приусадебной территории необычайно живой и привлекательный вид.

Выбор большой, но использование каждого элемента определяют его масштабы, стоимость, а также территориальные возможности усадьбы. В дополнение к малым архитектурным формам на участке можно расставить скульптуры, большие глиняные кувшины, фонари, светильники. Материал их изготовления, форма, цвет, размеры играют заметную роль в ландшафтном дизайне.

Следует помнить, что декоративные растения требуют должного ухода. А для этого нужны соответствующие инструменты:

  • перчатки;
  • садовые ножницы, секатор;
  • газонокосилка;
  • лопата, грабли;
  • лейки, вёдра, шланги.

Правила планировки

При составлении плана оформления усадьбы своими руками необходимо продумать элементы ландшафта по следующим характеристикам:

  • по цвету;
  • масштабу;
  • форме;
  • текстуре.

Чтобы добиться гармонии, единства этих отличительных качеств, надо знать основные правила дизайнерского искусства:

  1. Целостность. Её создают элементы с одинаковыми или схожими указанными характеристиками. При этом располагаться объекты должны равномерно по всему участку.
  2. Простота. Не надо стремиться к нагромождению сложных деталей, вырывающихся из общего ансамбля своими громоздкими размерами или яркой окраской.
  3. Сбалансированность. В оформлении может быть симметричный баланс – это расположение всех элементов по обе стороны визуального цента, например, дома по принципу зеркального отображения. Асимметрия – это расположение объектов, различных по форме, размеру и цвету с соблюдением общей гармонии.
  4. Плавность переходов. Следование этому правилу особенно важно при высадке растений: на переднем плане пониже, дальше – средняя растительность, а на заднем плане – самая высокая.
  5. Естественность. Ландшафтная композиция не должна быть перенасыщенной малыми архитектурными объектами строгих геометрических форм. Использование искусственных растений полностью исключается. Приветствуется присутствие на участке домашних животных.
  6. Оптимальные цветовые решения. Для фоновых композиций следует выбирать нейтральные цвета: белый, серый, чёрный. Преобладать должен зелёный цвет газонов, кустарников, деревьев. На тенистом участке к месту будут светлые и яркие растения.
  7. Приверженность к стилю. На его выбор влияют характеристики участка и общая стоимость элементов, составляющих тот или иной жанр оформления ландшафтного дизайна.

    Вариант ландшафтного дизайна с прудом и патио

Основные стили оформления

Направлений развития дизайна очень много, но наиболее чёткие характеристики у следующих популярных стилей ландшафтного дизайна:

  • Английский;
  • Французский;
  • Кантри;
  • Смешанный.

В английском стиле должны преобладать мотивы природы без заметного воздействия на неё человека, кроме одного элемента: газон всегда ровно пострижен, но края его не имеют чётко очерченных границ. Много деревьев, кустов, живых изгородей, лужаек, хаотично разбросанных по участку. Мощёные дорожки, как правило, непрямолинейные. Не зря это направление дизайна называют пейзажным.

Французский, или регулярный стиль, характеризуется аккуратными, строго симметричными композициями декора, подчёркивающими господство человека над природой.

Французский стиль ландшафтного дизайна

В центре ровного участка располагается такой объект, как большая клумба, скульптура или фонтан, от которого разбегаются дорожки. Деревья и кустарники с плотной, всегда постриженной кроной.

Для создания деревенского уюта приусадебный участок оформляют в стиле кантри. Стоимость его элементов невысокая и сделать их можно своими руками. Часто используются заборы частоколы или плетенные изгороди из лозы. Обилие ярких цветов, плодовых деревьев. Расставлены незамысловатые скамейки из брёвен. Чёткие прямые линии и прямоугольные формы сведены к минимуму. На видном месте стоит садовый инвентарь, а рядом – колесо деревянной телеги.

Смешение стилей используют те владельцы, которые любят экспериментировать при оформлении своих приусадебных участков. Часто они смешивают различные жанры: стриженые деревья и кусты сочетают с хаотичными безбордюрными цветниками и клумбами, симметрию некоторых участков – с кривыми садовыми дорожками и разбросанными в беспорядке валунами. Но здесь не следует увлекаться, чтобы обеспечить гармоничную совокупность всех элементов ландшафтного дизайна.

Стили ландшафтной архитектуры

Ландшафтная архитектура — сложное комплексное понятие, которое включает в себя: объёмно-пространственную организацию территории, объединение природных, строительных и архитектурных компонентов в единую композицию, несущую эстетическую нагрузку.

Ландшафтное проектирование, это целое искусство

Ландшафтное проектирование – не просто направление в градостроительстве, а целое искусство.

Ландшафтная архитектура: история и современность

Ландшафтное проектирование – одно из древнейших направлений человеческой деятельности. Люди всегда стремились преобразовать окружающее пространство, сделать его практичней и красивее. Можно с уверенностью сказать, что ландшафтная архитектура появляется одновременно с первыми большими городами.

Само же понятие ландшафтная архитектура появилось относительно недавно. Термин был введен шотландским любителем истории Гилбертом Мейсом в первой половине XIX века. А профессия ландшафтный архитектор появилась в США несколькими десятилетиями позже. Для обозначения работы людей, проектировавших Центральный парк Нью-Йорка.

История мировой ландшафтной архитектуры до 1800 года в основном сосредоточена вокруг создания величественных дворцовых, правительственных комплексов и владений знати. Ярким примером огромной работы ландшафтных архитекторов является Версаль. Парковая композиция, окружающая дворец, — одна из крупнейших и наиболее значимых в Европе (на фото вид на Версальский парк)

Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Он состоит из множества сложно спроектированных террас. Композиция включает:

  • клумбы,
  • газоны и оранжереи,
  • бассейны и фонтаны,
  • скульптуры и небольшие строения,
  • беседки, павильоны.

Сады и клумбы Версаля собрали столько растений из всех уголков планеты, что по ним можно составлять целый атлас. Такой объем работы выходит за рамки понятия «ландшафтный дизайн», доскональная выветренность всех композиций, тщательно продуманная инфраструктура – все это блестящий пример классической европейской ландшафтной архитектуры.

Не менее впечатляющего развития достигла ландшафтная архитектура Востока и Азии, где сформировались свои уникальные стили. До сих пор поражают воображение монастырские сады Японии.

Именно монастыри и храмы стали в странах Востока и Азии местами, где формировалось ландшафтное проектирование.

Современная архитектура ландшафта – неотъемлемая часть городского проектирования. Во многих больших городах есть управление ландшафтной архитектуры или хотя бы соответствующий отдел. С XX века история ее развития переместилась из загородных имений в многолюдные мегаполисы.

Направления и стили

Перечислить все стили ландшафтной архитектуры сложно, выделим некоторые базовые направления.

Регулярный стиль. Это направление ассоциируется с классической Европой, где этот стиль доминировал с XV по XVIII века. Для него характерны:

  • Осевое выстраивание композиции.
  • Четкая симметрия всех объектов в пространстве.
  • Строгая герметичность форм.
  • Архитектурные, садово-парковые объекты строго упорядочены.
  • Как правило, регулярный стиль реализуют на плоских поверхностях.

Регулярный стиль ландшафтной архитектуры

С конца XVIII века регулярный начинают вытеснять другие стили. Но на этом его история не заканчивается, до сих пор оформляют в этом стиле ландшафтной архитектуры специализированные объекты:

  • правительственные резиденции
  • государственные учреждения
  • центральные городские парки.

Японский стиль разнообразен, как и сама природа Японии. Ландшафтный дизайн, характерный для Японии, поражает художественным совершенством, при этом часто производит впечатление почти не тронутой природы. Главный секрет этого стиля – он основан на воспроизведении природных ландшафтов в ограниченном пространстве, при этом всегда присутствует некая доля условности, а вся композиция продумана до мельчайших подробностей.

  • Воссоздание миниатюрных вариантов природных пейзажей. Чаще всего встречается перенесение сюжета морского побережья на тот или иной участок. Это достигается с помощью искусственных водоемов с похожей на природную береговой линией, выложенной камнями.
  • Проектирование ландшафта начинается с выбора сюжета. Это может быть море, горы, холмы или камни. От сюжета зависит остальная композиция.
  • Дорожки делают извилистыми, вымащивают камнем и черепицей. Характерная техника мощения – «следы монаха», где плоские камни располагают среди зелени на расстоянии друг от друга.
  • Отсутствие множественных цветовых пятен. Каждому растению отведен свой сезон, на протяжении которого оно будет главным украшением сада. Весной все утопает в цветах сакуры – символа Японии, а осенью доминирует красный клен.

  • Два столпа традиционной ландшафтной архитектуры – лаконичность и асимметрия.
  • Каждая деталь пространства тщательно продумана и символична, в таком ландшафте нет ничего случайного.
  • Тематические сады, как сад мхов или камней – не просто причудливый дизайн, а часть духовной культуры Японии.

Традиционный японский стиль каждой деталью напоминает о том, что история его появления и развития связана с религиозно-философским наследием страны.

Узнать больше про тематические сады Японии вы сможете, читая наш сайт.

Пейзажный стиль. Придя на смену регулярному (хотя иногда эти стили совмещаются), пейзажный стиль изменил подход к ландшафтному проектированию. Абсолютно новым стал подход к основным ландшафтным объектам:

  • Растения. Они стали более естественными, имитирующими дикую природу. В отличии от регулярного, в пейзажном стиле нет места неразличимым линейным посадкам кустарников или деревьев. Здесь каждое растение имеет индивидуальность.
  • Рельеф. В основном мягкий, приближенный к естественному ландшафту долин и холмов. Лестницы используются только при необходимости и не имеют парадности, присущей регулярному стилю.
  • Вода. Фонтаны и бассейны сменяются естественными прудами, озерами и водопадами.

Сад мхов и мост в японском стиле

Важное нововведение этого стиля – обилие малых архитектурных форм. Пейзажный стиль, располагая к неспешным прогулкам, ввел в широкое употребление беседки, навесы, павильоны, урны – словом, все, что нужно для приятной прогулки. При этом все объекты органично вписаны в ландшафт, каждая композиция – максимально естественная (как на фото)

Ландшафтная архитектура и градостроительство

В современной мировой практике ландшафтный дизайн и архитектура переместились от дворцов в города, они все теснее переплетаются с городским планированием. Особенно востребована такая архитектура в мегаполисах.

Все чаще в больших городах стараются создать соответствующий отдел. Сфера его деятельности чрезвычайно широкая: от озеленения до планировки новых жилых районов со всей инфраструктурой от станций метро и рекреационных зон до лавочек и урн.

Управление ландшафтной архитектуры или соответствующий отдел, как правило, занимаются перспективным планированием городского обустройства, создают атлас ландшафтного дизайна.

Ландшафтная архитектура специализированных объектов общественных мест должна выполнять массу функций, при этом согласовываться с окружающей природой, иметь продуманную инфраструктуру и радовать глаз.

Так, например, грамотное озеленение способно решить многие проблемы города, улучшив как функциональную организацию пространства, так и его экологические параметры (есть специальные отделы по озеленению).

Важной частью городского планирования являются специализированные объекты — рекреационные зоны. Ландшафтная архитектура – специализированные объекты:

  • Курортные, физкультурно-оздоровительные, спортивные, удовлетворяющие все возрастные группы посетителей, предназначенные для массового отдыха;
  • Зоопарки, ботанические, этнографические, выставочные, для уникальных видов отдыха;
  • Сады и парки для тихого отдыха и прогулок.

Таким образом, архитектура ландшафта – понятие куда более сложное, чем ландшафтный дизайн. Она включает в себя организацию и преобразование всего окружающего пространства как антропогенного, так и природного. При этом ландшафтный дизайн является лишь небольшой, часто завершающей стадией ландшафтного проектирования. Больше узнать про ландшафтный дизайн вы сможете, читая наш сайт.

Видео:

Т. Розанова

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Калцедония Михайловский сад

впервые Михайловский сад упоминается в 1825 году.


Кем: архитекторами К. И. Росси и А. А. Менеласом по одобрению императора Александра I.
Что интересно: ранее на территории будущего Михайловского сада находился деревянный дворец жены Петра I Екатерины, не сохранившийся до наших дней.
Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея и являет собой уникальный образец садово-парковой культуры.
Где: у Спаса-на-Крови (ст. метро «Невский проспект»).
Время работы: с 1 мая по 30 сентября 10.00 – 22.00, с 1 октября по 31 марта 10.00 – 20.00.

Прилегает к зданию Михайловского дворца (Русский музей), по ул. Инженерная, 4
Небольшой, но уютный и хорошо благоустроенный сад в центре Санкт-Петербурга. Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея.
Михайловский сад — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Проект сада был реализован Карлом Росси и представляет собой архитектурное единство здания (Михайловский дворец) и природного ландшафта (Михайловского сада).
В Михайловском саду широкие прогулочные дорожки, скамейки. Из достопримечательностей здесь находятся:

Павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты. Внутри павильона установлен бюст архитектора Карла Росси. В залах павильона проводятся выставки.


Бюсты художников — А.А. Иванова (1860 г. по оригиналу Л. Гульельмн)

и К.П. Брюллова (1837 г. по оригиналу И.П. Витали)

Чугунный мостик — был возведен Карлом Росси через протоку между двумя прудами.
Историческая справка о Михайловском саде
Первоначально на территориях нынешних Летнего, Михайловского и Инженерного садов располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау — об этом свидетельствует план 1698 года.
В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и Второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав 3-го Летнего сада и называлась «шведским садом». План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада — сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты.
Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» — небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

Летний дворец Елизаветы Петровны
В 1741 году императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 года Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII века.

По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада — растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов. Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I — грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII века, не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется.

К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу. В 1819 году начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов — комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 года. В 1823 году император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада — каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев. Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли. К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки. Другой типичный прием планировки «английского» сада — использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада — убрал.

В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка — павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты. На территории Михайловского сада было много цветников и красивоцветущих кустарников.


Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке — это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев.
До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.
В 1922 году сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 году организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х годов здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета.


Работы по реконструкции Михайловского сада были начаты в 2001 году и завершились в 2007 году. Проект полной реконструкции был основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру — регулярной французской планировки.
После революции и в годы советской власти за садом никто не следил, и он пришёл в ужасное состояние. Сегодня в Михайловском саду постоянно ведутся работы, призванные поддерживать всю его красоту. Для этого используются чертежи, составленные создателями сада. Полностью воссоздана липовая аллея и восстановлен засыпанный пруд, реконструированы дорожки и высажены в большом количестве цветущие кустарники, деревья и разбиты цветники. В саду установлены скамьи, образ которых соответствует чертежам 19 века, и установлено освещение. После окончания реставрации Михайловский сад вновь обрёл свой прекрасный вид и стал любимым местом отдыха и петербуржцев, и гостей города.


Михайловский сад радует своим великолепием петербуржцев еще с 1713 года, с тех пор он много раз подвергался перепланировке. Его площадь составляет около 8га. С 1825 год а эти прекрасные просторы стали неотъемлемой частью усадьбы Михайловского Дворца. Благоустройством ландшафта парка занимались такие известные творческие личности, как художник Иванов, архитектор Менелас, с участием садовника Шумана. С тех пор, сад стал пейзажным, его окультурили извилистыми, узкими дорожками, и разбили прямоугольные пруды, а с северной стороны Михайловского Дворца был разбит английский луг. Этот облик Михайловский сад сохранил до настоящего времени. Не меньшего внимания заслуживает павильон – пристань, украшением которого являются колоннады и гранитные ступеньки, ведущие к воде реки Мойки. Стоит заметить, что с тех пор осталась в первоначальном виде отделка 2-х кабинетов павильона- пристани. Это расписные фигуры лимонного цвета, оконные и дверные рамки, отделанные лепниной, желтый цвет стен, и конечно же красная мебель.

В те времена среди жителей города, сад носит неофициальное название- сад Елены Павловны- жены князя Михаила, которая устраивала здесь конные прогулки, отмечала знаменательные даты и праздники. С 1830года, возле канала Грибоедова сад огражден художественной решеткой, автором которой стал архитектор, Альфреда Парланда. С 1898года, сад стал доступным жителям и гостям города, после передачи Михайловского Дворца во владения Музея Александра третьего. Вскоре здесь появился Этнографический Музей. Конечно с тех пор, произошло много изменений и реставраций в парке. Последняя реставрация приходится на 2002- 2004 года, после того как его передали во владения Русскому Музею, придала Михайловскому саду тот первозданный облик, который намечал знаменитый Карл Росси в 1817 году. Были срублены старые больные деревья, посажены новые деревья и кустарники, убрали некоторые дорожки и установили бюсты Иванова и Брюллова, которые стали копиями произведений 19века. Хоть и достопримечательностями этот парк не богат, но он до сих пор популярен среди жителей Северной столицы и ее гостей и посещаем ими. Сюда манят тихие уголки сада, пруды луга, извилистые аллеи и тропинки, раскидистые деревья и, конечно же, спокойная, умиротворяющая обстановка.
Решетка сада
Особого внимания заслуживает решетка Михайловская сада, которая появилась в период 1770-х по 1885 года, отделяющая его просторы от проезжей части возле храма Спас на Крови. Решетка тянется полукруглой линией от Дома Бенуа, расположенного на набережной канала Грибоедова и до реки Мойки. Витиеватая решетка сада удачно сочетается не только с убранством сада, но и с фасадами рядом стоящего Храма.


Решетка сделана в стиле раннего модерна, подтверждением чего является оригинальное сочетание фигурных столбцов из желтого декоративного кирпича с коваными железными звеньями решетки, выполненными крупным орнаментом, напоминающем растительность.

В свое время Анна Ахматова назвала эту великолепную решетку «Лучшею в мире». По длине ажурной решетки, украшенной позолоченными деталями, расположено порядка 36 колонн, где красуются вазоны и урны, а также мемориальная доска. Мемориальная доска прикреплена на том месте, где, когда то в 1866году в императора Александра второго стрелял революционер Д. Каракозов.
Как добраться до Михайловского сада
Михайловский сад входит в число самых ухоженных и известных парков Санкт- Петербурга. Михайловский сад расположен в центральной части города, можно сказать в историческом центре. Этот замечательный парк с южной стороны окружают Михайловский Дворец, здание Этнографического музея и корпус Бенуа. Если смотреть на парк с востока, то можно увидеть по соседству с ним Садовую улицу, а другой, северной стороны сад граничит с рекой Мойкой и знаменитым Марсовым полем. С западной стороны сада красуется величественный храм Спас на Крови. Расположен Михайловский сад на канале Грибоедова. Удобнее и быстрее всего добраться до Михайловского сада от ст. метро Гостиный двор. В первом случае можно выйти через выход «Гостиный Двор», на Садовую, пройдя приблизительно350 метров, прямо по левой стороне будет виднеться ограждение сада. Во втором случае с этой же станции метро, выйти через выход «Грибоедовского канала», направляясь по набережной идти к храму Спас на Крови, за которым будет начинаться забор Михайловского сада. Также удобно добраться до него с Дворцовой площади, направляясь через набережную Мойки, перейдя мост к Конюшенной площади к 2му садовому мосту. Ближайшей станцией метро может также стать ст.м. Невский Проспект. Самыми точными ориентирами расположения сада могут стать Марсово поле, Спас на Крови и Русский музей, и Инженерный замок.

Архитектурный ландшафт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *