Модульный сад

Быстро, недорого, стильно. Каждый домовладелец мечтает создать красивый сад, но это не самая простая задача. При создании сада необходимо учитывать огромное количество различных факторов. Обязательно нужно выбрать стиль. Большинство людей, знакомясь со стилем сада, сразу хотят иметь все все — и сад в романтическом стиле, и регулярный, и природный, и восточный. Конечно же есть возможность, воплотить все мечты, но только в том случае если позволяет площадь. Ну, а когда участок очень маленький, а рельеф сложен… Из любой даже самой сложной ситуации всегда есть выход.

Присмотритесь внимательно, может быть, эта статья будет для вас неким толчком к творческим идеям, креативным мыслям, и ваш сад станет настоящей жемчужиной, за которой многие охотятся годы напролет.

Цветочными модулями называются специальные конструкции, которые используются как для высаживания разнообразных растений, так и для заполнения водой или декоративной галькой. Их форма может быть весьма разнообразной: узкой и длинной, низкой и высокой, квадратной и круглой, шестигранной и других геометрических форм. При этом независимо от габаритов (длины сторон, диаметра окружностей, высоты конструкций и пр.) модули образуют гармоничную взаимосвязанную систему. Чаще всего модульный сад формируют из одинаковых квадратных, прямоугольных, полукруглых деталей. В более сложных композициях прямоугольники сочетаются с треугольниками, трапециевидными, ромбовидными элементами. Сложные композиции создают, если модульный сад хорошо виден с приподнятой террасы или из дома, построенного на более высоком уровне. При виде сверху такие сады напоминают геометрический орнамент.

Модули уместны в любом месте — на одной из террас, вдоль главной дорожки, по краю парковки, симметрично по обеим сторонам от входа, вдоль отмостки дома, ограждения или широкого лестничного спуска.

Своими руками

Создать модульный сад можно и своими руками. Сначала нужно получить ровную площадку. Снимите слой дерна и сложите его стопкой в определенном месте. Затем с помощью лопаты и граблей разровняйте площадку, добавляя в грунт песок. На этом планировочные работы заканчиваются. Затем нанесите на землю контуры будущего рисунка. Далее вы можете сразу монтировать обрамление клумб или же предварительно создать твердое основание. Оно представляет собой песчано — цементный слой толщиной 30 — 50 мм. Но нужно помнить, что древесные породы, высаженные в модули с дном, могут плохо перезимовать.

Выбор строительного материала очень широк — это и дерево, и керамика, и бетон, и каменные блоки, и даже пластмасса. Часто можно встретить цветочные модули из цемента с гладкой или рельефной поверхностью внешних стенок. Современные строительные технологии дают возможность окрашивать конструкции в разные цвета, добавляя в цемент гранитную или мраморную крошку, гальку или клинкер. Внесите в оформление стенок свой неповторимый авторский элемент — оклейте их ракушками, красивыми веревками, необычными по цвету и форме камешками.

Модули можно делать как стационарными, так и переносными. Для стационарных также применяют в качестве строительного материала облицовочный кирпич или приролдный камень в виде плиток с гладкой и «рваной» поверхностью. Те, что предназначены для посадки растений, просто заполняются землей, а для водных модулей применяются специальные материалы. Эффектно будет выглядеть даже имитация водного элемента. Достаточно лишь поместить вместо воды гальку, стеклянные камешки или цветной гравий.

Если вы предполагаете переодически вносить какие — то изменения в ваш модульный сад, введите в композицию контейнеры, которые легко убирать, заменяя другими, добавляя новую форму или цветовую гамму. Их можно ставить на любую твердую поверхность, создавая разнообразные по размеру и ассортименту растений сочетания. А чтобы корневая система не загнивала, обязательно предусмотрите в днище цветочницы сливное отверстие и не забудьте про дренаж, которым может служить щебень или песок, толщиной 5 — 7 см.

Размышления на тему

Заполнение контейнеров целиком и полностью зависит от вашего вкуса и фантазии. Главное — найти подходящую тему. Это может быть мини — альпинарий с такими растениями, как молодило, тимьян, флокс шиловидный, астра альпийская и т.д. Или посвятите композицию какому — то одному растению с богатым видовым и сортовым составом. Например, декоративные луки — шнитт — лук, лук — батун, лук — слизун, лук душистый, лук многоярусный, дополненные мелкими видами — л.коротавским, л. Моли.

Очень хороши в модульных садах карликовые хвойные растения — туи, ели, сосны. Отлично смотрятся несколько мини — композиций, помещенных рядом, где за основу взята одна и та же форма растений, но состав каждой слегка отличается от соседней. Например, в первом случае это может быть туя восточная (Thuja orientalis) «Justina» колонновидной формы, достигающая в высоту всего 1 м, и миниатюрная туя, не превышающая в диаметре 0.4 м, шаровидной формы, такая как т.западная, а между ними золотистый бересклет Форчуна (Euonymus fortunei) «Emerald n Gold» или «Sunspot». Во второй композиции вместо шаровидной туи сажаем самшит вечнозеленый (Buxus semprevirens) «Suffruticosa», имеющий похожую форму. В третьей вместо туи колонновидной формы используем ель обыкновенную (Picea abies) «Will s Zwerg» или ель сизую (P.glauca) «Conica». Вариантов может быть множество. Главное, сохранять форму — колонновидную и шаровидную, а ткакже желтое пятно между ними.

Группы из мелких деревьев и кустарников хороши для тех, кто любит стабильность и не очень хочет посвящать себя работе в саду. Если же вам больше по душе разнообразие — создавайте каждый год новые композиции из однолетних и двулетних растений: виола, настурция, бархатцы, петуния, шалфей, цинерария, бегония, бальзамин и т.д. В этом случае вариантов бесконечное множество. Темой может стать, например, какой — то цвет, и вы с легкостью создадите «голубое озеро», «розовый туман», «лунную дорожку» или «пламенное сердце». Для пестрой, поднимающей настроение композиции используйте контрастные цвета одного и того же растения, и вы получите «россыпь из самоцветов» или «лоскутное покрывало». Играть можно не только цветом, подбирая контрастные или нюансные сочетания. Необычный эффект дают цветы одинаковой окраски, но разного размера. Для этого незаменимы всеми нами любимые анютины глазки. Сорта с крупными цветками группируются с сортами с мелкими той же окраски. Эффект получается очень необычный, привлекающий всеобщее внимание.

Как видите, модульный сад — это путь к творчеству, новым задумкам, а значит, и к интересной дачной жизни, наполненной идеями и планами.

Как создать круговую композицию в садув закладки 14

Особенность любой композиции кругового обзора заключается в том, что её фон меняется в зависимости от точки обзора: это может быть и яблоневый сад, и соседский дом из красного кирпича, и ваш собственный дом.

Это обязательно нужно учитывать – в противном случае композиция будет оторвана от окружения и сад перестанет восприниматься целостным.

Композиция кругового обзора может быть решена в регулярном или пейзажном ключе. Регулярная часто строится концентрической: в центре её размещается главный акцент, а на разном удалении от него высаживаются по окружности кустарники и многолетники.

Подбираемые для таких композиций элементы имеют строгие геометрические контуры.

Но регулярная структура предъявляет свои требования к окружению. Представим газон с живописными кустарниками и цветниками из многолетников, обрамляющими его извилистыми линиями.

Согласитесь, расположенная в центре геометрическая регулярная композиция тут не к месту. Здесь куда логичнее будет смотреться группа в пейзажном духе. Она не отцентрирована сама, как и главный элемент внутри неё, а растения отличает живописный естественный облик.

Не стоит вводить в состав такой композиции хвойные или стриженые растения с правильными геометрическими формами.

Пейзажная композиция может иметь нечёткие границы. Например, её конфигурация в плане будет напоминать не круг, а контуры амёбы с удлинёнными «щупальцами».

Между ними образуются «карманы», которые существенно различаются между собой. Одни располагаются на фоне дома, другие – на фоне плодового сада, что влияет на цветовое решение композиции из многолетников или невысоких кустарников и на сезонную декоративность растущих внутри них растений.

К тому же эти «карманы» по-разному ориентированы по сторонам света: какой-то из них оказался на севере и продолжительно затенён, а другой жарится под солнцем на юге.

Это различие влияет уже на подбор видов исходя из их экологических требований. Такая структура позволяет создать интересную группу, изменяющуюся по всему кругу обзора.

В качестве центрального элемента не всегда выступает растение: это может быть и скульптура, и фонтан, и ваза с цветами, и опора с лианами.

Окружение влияет и на местоположение композиции. К примеру, соседский дом может быть вам визуально неприятен. Так зачем высаживать растения на его фоне, если можно сместиться на плоскости газона вправо или влево? Многие пытаются таким образом закрыть постройки, в том числе и соседские. Однако результат редко получается удовлетворительным: напротив, вы будете вынуждены постоянно видеть их, любуясь своей композицией.

Часто композиции кругового обзора располагают непосредственно в геометрическом центре газона, водоёма и т. д. Это оправданно только при регулярной планировке сада. В большинстве же случаев мы пытаемся смоделировать в саду естественные условия, поэтому лучше сместить группу относительно центра, а в какую сторону – продиктует окружение.

Чаще всего композиция кругового обзора строится с таким расчётом, чтобы она полностью попадала в поле нашего зрения. При этом мы можем наблюдать её с нескольких видовых точек – и с крыльца, и с дорожки, и из беседки.

От каждой такой точки следует с помощью угольника с углом 30° построить горизонтальные углы зрения в сторону предполагаемого расположения группы. Пересечение этих углов образует некоторую область. Это и есть ориентировочная ширина композиции.

Что касается высоты, то такая группа должна целиком вписываться в наш вертикальный угол зрения. При этом желательно, чтобы оставалось немного газона под композицией и немного неба сверху. Это возможно, только если высота растений в 2–2,5 раза меньше, чем расстояние от видовой точки до композиции.

Соответственно, измерив его, мы можем получить её ориентировочную высоту. Причём речь идёт о самом высоком элементе. Если же несколько видовых точек располагаются с разных сторон композиции на различных расстояниях, то сначала мы выбираем самую дальнюю из них. Зная требуемую ширину, рассчитываем высоту.

Подбираем главный элемент. Затем переходим на другую точку. Если расстояние от неё существенно меньше, то мы видим не всю композицию, а только её часть – либо нижнюю, либо верхнюю. Например, если центральным элементом выбрана ель, то с первой точки мы увидим конус, а со второй – только хвойный фон.

На этом зелёном фоне следует просто построить новую композицию, высота главного элемента которой будет соответствовать расстоянию до данной видовой точки. Аналогичным образом мы проходим по всем остальным точкам.

В композиции всегда должна соблюдаться иерархия элементов: главный – подчинённые – подчинённые подчинённым и так далее.

Их количество тем больше, чем ниже уровень подчинения: главный элемент один, подчинённых больше, элементов же самого нижнего уровня обычно не сосчитать.

Высота подчинённого элемента чаще всего меньше, чем высота главного. Чтобы определить её, пользуются пропорцией золотого сечения.

Суть её в следующем: отрезок АВ делится точкой С в пропорции золотого сечения, если вся его длина АВ так относится к его большей части АС, как большая часть АС относится к меньшей СА. Точное цифровое выражение пропорции золотого сечения – 0,618:0,382.

Независимо от того, какую композицию – регулярную или пейзажную – вы выбрали, построить её можно с помощью двух приёмов, известных как контраст и нюанс. Иногда их называют «метод противопоставления» и «метод подобия».

В обоих случаях мы сравниваем характеристики используемых в композиции элементов. В первом выбираем те из них, которые отличаются кардинально, во втором же отличие будет небольшим и ступенчатым.

О каких характеристиках идёт речь? Это размеры растений, форма кроны, фактура поверхности. Противопоставляя их (вертикаль – горизонталь, тёмный – светлый, пирамидальный – шаровидный и т. п.), мы получаем контраст.

Ступенчатое изменение (насыщенный бутылочно-зелёный – светло-зелёный – салатовый; небольшой шар на высоком штамбе – средний шар на среднем штамбе – большой шар на земле) даёт игру нюансов.

Важно понимать, что контраст или нюанс можно применять не только к соотношению элементов внутри композиции, но и к соотношению самой композиции и её окружения.

Правда, многим знакома ситуация, когда хочется украсить и разнообразить свой садовый участок, но непонятно, с какой стороны браться за дело. Словосочетание «ландшафтный дизайн» пугает своей сложностью и научностью – и кажется, что самому с ним на даче никак не справиться, не хватит знаний и умений.

Но поучиться азам этого самого облагораживания дачной территории, а также решить, с чего все-таки начать, вам могут помочь специалисты своего дела. С одним из таких мы и хотим вас познакомить. Далее рассказ ведется от ее имени.

Ульяна Петрова, ландшафтный архитектор студии ландшафтного дизайна «Ginkgoland».

Меня зовут Ульяна, я ландшафтный архитектор. Не просто ландшафтничаю, а только с любовью. Мой личный секрет дела жизни состоит из:⠀

  • высшего образования,
  • опыта «в полях»,
  • любви к делу,
  • желания улучшить мир вокруг,
  • потребности делиться.⠀

И как итог – я создаю для вас сады мечты. И не только реально-локально в Санкт–Петербурге, но и информационно-визуально на пространствах интернета.

Вашему вниманию – несколько таких моих скетчей – набросков-эскизов возможных интересных садовых композиций для разных условий и разных участков. Я просто зафиксировала замысел и предложила идею его воплощения в конкретных формах и культурах, а вы, возможно, захотите реализовать его на собственном дачном участке – что называется, бери и делай!

Скетч №1

Композиция «живописная».⠀

В составе:

  • Туя западная Golden Smaragd
  • Туя западная Smaragd
  • Гортензия метельчатая Vanille Fraise
  • Туя западная Globosa
  • Можжевельник горизонтальный Lime Glow
  • Сосна горная Humpy
  • Барбарис Тунберга Orange Rocket

В этом скетче все, как вы любите: пышно цветет, зимой будет радовать, композиция по цвету спокойная и гортензия в наличии.⠀

Скетч №2

«Входной» скетч.

Как украсить территорию возле забора прямо у входа на участок?

В составе:

  • Cирень на штамбе
  • Можжевельник горизонтальный Prince of Wales
  • Туя западная Danica
  • Eль канадская Conica
  • Сосна горная Benjamin
  • Злаки

Не забывайте о многолетниках, которые сюда можно добавить.

Скетч №3

Хвойный скетч.⠀

В составе:

  • Можжевельник обыкновенный Hibernica
  • Туя западная Smaragd
  • Ель обыкновенная Inversa
  • Сосна горная Golden Glow
  • Туя западная Golden Globe
  • Ель канадская Alberta Globe
  • Сосна горная Мops
  • Можжевельник горизонтальный Andorra Variegata
  • Можжевельник горизонтальный Prince of Wales

Скетч №4

Теневыносливая композиция.⠀

В составе:

  • Микробиота перекрестнопарная
  • Стефанандра надрезаннолистная Crispa
  • Рододендрон вечнозеленый Cunningham’s White
  • Хоста гибридная
  • Дерен белый Еlegantissima
  • Пузыреплодник калинолистный Diabolo
  • Калина обыкновенная Roseum⠀

Важно – займет большую площадь, если не формировать растения. Площадь рассчитываем по максимальному размеру высаженных культур.

Не забывайте и об отсыпке. Здесь будет хороша мульча, но смотрите чтобы она вписывалась в вашу концепцию сада.

Скетч №5

Легкий и весенний «ароматный» скетч.

В составе:⠀

  • Сирень обыкновенная Charles Joly
  • Дерен белый Elegantissima
  • Спирея японская Little Princess
  • Спирея ниппонская Snowmound

Такая композиция отлично подойдет на роль ширмы, если нужно закрыть некрасивый забор или хозяйственную постройку на лето. Не забывайте только вовремя удалять поросль сирени.

Кроме простого состава, у композиции есть еще один плюс – это стоимость.

Скетч №6

Композиция с необычными туями.⠀

В составе:

  • Гортензия древовидная Annabelle
  • Туя западная Smaragd (шар на штамбе)
  • Туя западная Globosa
  • Барбарис Тунберга Green Carpet
  • Сосна горная Benjamin
  • Стефанандра надрезаннолистная Crispa⠀

Не забывайте об отсыпке и почвопокровных! Композиция украсит ваш сад и добавит «изюминку».

Скетч №7

Полезный и интересный скетч «против тоски зеленой».

Имеются в виду унылые однотонные изгороди из туй, которые вполне можно «раскрасить» новыми цветами и формами.

В составе:⠀

  • Клен остролистный Drummondii
  • Сирень обыкновенная Sensation
  • Дерен белый Elegantissima
  • Барбарис Тунберга Red Rocket
  • Спирея японская Golden Princess⠀

Все растения здесь неприхотливы и много внимания от вас не потребуют. Можете пофантазировать и добавить в эту древесно-кустарниковую группу что-нибудь свое.⠀

Скетч №8

Этот скетч можно использовать для «разбавления» живой изгороди и оформления видовой точки сада, которая будет радовать одной из первых.

В составе:

  • Сирень обыкновенная на штамбе
  • Кизильник блестящий
  • Спирея серая Grefsheim
  • Сосна горная Benjamin
  • Ель канадская Conica
  • Спирея японская Genpei
  • Туя западная Globosa
  • Лапчатка кустарниковая Pink Queen
  • Барбарис Тунберга Bagatell
  • Стефанандра надрезаннолистная Crispа

Эта композиция цветет весной, в начале лета и даже чуть захватывает июль. Это основной «скелет», для полноты картины не забывайте о почвопокровных и многолетниках.

Как видите, глаза боятся – а руки делают. Мы будем рады, если наша сегодняшняя героиня и ее идеи вдохновят вас создавать новую красоту у себя на участке.

Композиция в ландшафтном дизайне. Четыре элемента ландшафтной композиции

Композиция в ландшафтном дизайне

Создать красивую композицию в ландшафтном дизайне – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Композиция – это не просто составление целого из частей. Это создание такого целого, на котором хочется останавливать свой взгляд снова и снова. Это то, что вызывает у нас различные положительные эмоции. Именно ландшафтная композиция является основой хорошего дизайна, и ее составляют всего четыре основные элемента.

Линия в ландшафтной композиции

Линия в ландшафтной композиции

Линии в ландшафтной композиции могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными или изогнутыми. Линии используются в ландшафтном дизайне, чтобы подчеркнуть объект, задать траекторию движения или привлечь внимание к фокусной точке, коей может быть, например, огонь, вода или малая архитектурная форма. Дорожки или участок сада с прямым маршрутом до фокусной точки, естественно, будут направлять человека в акцентную область сада. В отличие от этого, извилистая дорожка создаст чувство удивления.

С помощью линии можно перенаправить взгляд человека на области, представляющие наибольший интерес, при этом совершенно неважно, какой будет эта линия. Поэтому когда вы задаете маршрут на вашем участке, внимательно продумайте, куда будет вести основная или вспомогательная дорожка. Наиболее часто встречающаяся ошибка – это дорожка в никуда. А ведь это направляет наш взгляд. И если мы не видим ничего в конце нашего пути, то подсознательно нас начинают одолевать сомнения, нужно ли вообще туда идти. И это, отнюдь, вызывает не интерес, а, скорей, опасения. А если в конце дорожки мы видим малую архитектурную форму, красивую скульптуру, лавочку или дерево с интересной формой, наш взгляд успокаивается, и мы плавно переходим в состояние созерцания. А это уже совсем другое чувство.

Если же вы решили создать на своем участке извилистые дорожки, то здесь действует принцип неожиданности. Извилистая дорожка вызывает интерес, но не сама по себе. В данном случае каждый крутой поворот должен обязательно содержать акцентный элемент, призывающий идти дальше. И здесь будет лучше, если форма дорожки не будет видна целиком, как на ладони, нужно сделать так, чтобы каждый участок или каждый ее завиток, был скрыт, например, за ширмой из растений. Тогда это вызовет чувство интереса: а что же там, за поворотом?

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться – не экономьте на мощении дорожек в саду, ведь оно будет служить вам долгие годы. Сейчас наступили времена, не терпящие переделок. Во-первых, это очень дорого, а, во-вторых, это трата вашего драгоценного времени. Как часто мы видим участки, на которых дорожки попросту соединяют входы построек между собой. Где же здесь ландшафтная композиция? Ее нет, поэтому вы не можете чувствовать себя комфортно на таком участке. Расширьте немного горизонты, откройте лужайку перед домом, разбейте на ней красивый цветник или посадите небольшую декоративную группу из деревьев и кустарников. Поверьте, на такой пейзаж вы будете смотреть гораздо чаще, чем на иссеченный дорожками газон. В этом случае ваши глаза будут бесконечно блуждать по созданным линиям в поиске пристанища.

Линии, независимо от того, реальные они или воображаемые (образованные, например, посаженными растениями), создают общую композицию в саду. Именно линии создают ощущение порядка и позволяют сосредоточить свое внимание на всем дизайне сада как едином целом, а не на отдельных деталях, которые его составляют.

Форма в композиции ландшафтного дизайна

Формы ландшафтной композиции создается контурами, замкнутыми в пространстве, и образуют трехмерные объекты. Формой обладают малые архитектурные элементы и растения, и именно они организуют ландшафт, а зачастую и определяют весь ландшафтный стиль сада. Формальные геометрические формы знакомы нам как круги, квадраты и многоугольники. Свободные формы отличаются извилистыми линиями и размытыми краями.

Растения создают в саду форму с помощью своих очертаний и силуэтов, их форма может меняться при их группировке. Тогда как постройки и малые архитектурные элементы – это формы постоянные.

Круги в композиции

Круги в ландшафтной композиции

Круги имеют прочную конструкцию. Взгляд человека всегда обращен к его центру, который наиболее часто используют как место для акцента. Для разнообразия в дизайне используют и производные круга – эллипс, сегмент, овал или полукруг.

Квадраты в композиции

Квадраты – это общепринятая «строительная» форма. Мы часто видим ее в мощении дорожек, а также в каменных, кирпичных или деревянных конструкциях и их отделке (плитка). В отличие от круга, квадрат – форма более фундаментальная и тяжелая для восприятия. Форма квадрата также может дробиться на сегменты, с помощью которых можно достигать другой, уникальной и более сложной, формы.

Многоугольники в композиции

К многоугольникам (особенно, к треугольникам) нужно относиться особо осторожно. Острые углы воспринимаются «колючими», что создает определенный дискомфорт для человека. Чем проще многоугольник, тем легче он воспринимается нашим зрением.

Извилистые формы

Извилистые формы
в ландшафтном дизайне

Свободные, извилистые формы часто имитируют естественное течение рек или ручьев. Такие формы хорошо работают при создании дорожек, проектировании цветников, проектировании водоемов и сухого ручья. Извилистые линии могут добавить таинственности в композицию сада, открывая зрителю все новые и новые виды.

Размытые или зубчатые края имитируют сколы натурального камня, фактурных листьев, вызывая ощущение грубости и шершавости. Подобные формы можно увидеть в альпинариях или вдоль сухого ручья, а также эти формы могут быть отражены в малых архитектурных формах.

Фрагментированные формы

Фрагментированные формы напоминают осколки камня или кирпича и часто используются в пошаговом мощении.

Форма растений

Форма растений в ландшафте

Форма растений является наиболее интересной. Она может изменяться за счет увеличения количества растений при их группировке. Форма, контрастирующая с другими формами в общем составе, будет являться акцентом. Акцентные формы нужно использовать с осторожностью, их должно быть одна-две, но если их количество слишком большое, они способны привести к хаосу. Вертикальные формы добавляют пространству высоты, а горизонтальные – ширины. Форма растений способна изменять пространство ландшафтной композиции, внося в него всевозможные выпуклости и вогнутости. Например, форма дерева с выгнутыми ветвями создает вогнутое пространство под ними, которое можно заполнить растением с куполообразной кроной.

Деревья обладают большим разнообразием форм, они могут быть: круглыми и столбчатыми, овальными и пирамидальными, в виде вазы и плакучими. Различные формы деревьев используются не только для визуальной привлекательности, также они несут и функциональную нагрузку. Например, для создания тени в саду больше подойдут круглые и овальные формы деревьев, в то время как экранирование требует пирамидальной или колоновидной формы.

Формы кустарников

Формы кустарников могут быть вертикальными, похожими на вазу, сводистыми, кургановидными, округлыми, остроконечными, каскадными и неправильными. Выбирая кустарниковые формы, нужно учитывать, будут ли они посажены в группе или одиночно.

Почвокровные формы

К почвопокровным формам относятся: ковровые, распростертые, стелющиеся, игловидные и комковатые. Почти все почвопокровные формы лучше смотрятся в массе.

Форма – это очень мощный инструмент для распознавания и определения объекта композиции, основываясь на его контуре или силуэте. Человеческое зрение способно воспроизводить объект даже если мы видим только часть знакомой нам формы. Повторение одной и той же формы необходимо при создании структуры ландшафтного дизайна. Формы также определяют стиль сада. Геометрические формы являются основой регулярных садов, а свободные формы предпочтительней использовать в пейзажных садах, имитирующих природу.

Цвет в ландшафтной композиции

Цвета растений и малых архитектурных форм вносят интерес и разнообразие в пейзаж. Цвет является наиболее заметным и, к сожалению, непостоянным элементом ландшафтного дизайна. Для создания цветовых схем используется цветовой круг, который включает в себя три основных цвета (красный, синий и желтый), три вторичных цвета (зеленый, оранжевый и фиолетовый) и шесть третичных цветов (смесь вторичных и первичных цветов).

Окрас листьев и цветков растений создают настроение в саду. В ландшафтном дизайне дачного участка цвет используется для визуального эффекта. Цвета должны гармонировать с общим видом сада и сопровождать его изменение от сезона к сезону. Основными цветовыми схемами являются монохромная, аналоговая и комплиментарная.

Монохромная цветовая схема

В монохромной цветовой схеме используется один цвет. В ландшафтном дизайне это означает только один цвет, отличный от зеленого цвета листвы и травы. В саду, где преобладает зеленый цвет, все-таки форма и текстура оказывают большее влияние на эмоциональное состояние. Но один цвет может иметь множество светлых и темных вариаций, которое добавляет разнообразия в общий вид. Примером может служить белый сад с белыми цветами, белой пестрой листвой и белыми элементами декора.

Гармоничная цветовая схема

Аналоговая или гармоничная цветовая схема композиции состоит из любых трех-пяти цветов, которые находятся рядом в цветовом круге, например, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый и желтый, или синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвета связаны друг с другом, поскольку они, как правило, включают два основных цвета и, смешиваясь, образуют вторичный и два третичных цвета, обладая общими свойствами.

Комплементарная цветовая схема

Комплементарная цветовая схема предполагает использование противоположно стоящих цветов в цветовом круге. Эти цвета, как правило, имеют высокий контраст. Наиболее распространенными сочетаниями являются: фиолетовый и желтый, красный и зеленый, синий и оранжевый. Такие сочетания часто встречаются в природе среди цветов.

В растениях цвет имеют все их составляющие – листья, кора, плоды и цветы. Листва, как правило, служит отличным фоном для цветущих растений. Конечно, зеленая листва во всех ее разнообразиях оттенков – это все-таки доминирующий цвет по количеству, но при этом яркость других цветов на фоне зеленого воспринимается с большим вниманием, поскольку здесь работает контраст.

Конечно, цвет также встречается в зданиях, камне, брусчатке, дереве и мебели. Большинство цветов натуральных материалов, таких как камень и дерево, имеют приглушенный тон и, как правило, несколько вариаций (например, коричневый, рыжий и бежевый). Яркие цвета в малых архитектурных формах обычно встречаются среди искусственных материалов (расписная мебель, окрашенные керамические контейнеры, скульптуры или стеклянные украшения).

Цвет обладает свойствами, способными влиять на эмоции, восприятие пространства, интенсивность освещения, гармоничность и внимание. Цвета определяются их «температурой», они могут быть холодными и теплыми. Холодные цвета действуют успокаивающе, они используются в зонах пассивного отдыха. Теплые же цвета, напротив, вызывают бурю эмоций, их лучше использовать в ландшафтных композициях в местах активного отдыха. «Температура» цвета также может влиять на восприятие расстояния. Холодные цвета как-бы отступают назад и воспринимаются дальше, делая пространство больше и глубже. Теплые цвета воспринимаются как находящиеся ближе и делают пространство меньше.

Цвет также может служить и акцентом. Например, желтый, который имеет наибольшую интенсивность, сильно контрастирует с другими цветами и должен быть использован с большой осторожностью. Небольшое количество насыщенного цвета будет производить такой же эффект, как и большое количество более приглушенного цвета.

Цветовые схемы в саду могут меняться в зависимость от сезона. Летние цвета, как правило, более разнообразны и ярки, а зимние цвета склонны к однотонной и более темной гамме. Цвет также зависит от времени суток и времени года. Летнее солнце делает цвета более насыщенными, а зимний – более приглушенными. Подбирая цветовое решение композиции ландшафтного дизайна, следует учитывать и время суток, в которое сад будет использоваться, и уделить особое внимание текстуре и форме.

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура – это признак поверхности, который может быть разделен на три категории: грубая, средняя и тонкая. Текстура в ландшафтной композиции используется для обеспечения разнообразия, интереса и контраста. Любой элемент растения имеет текстуру, будь то листва, цветы, кора, ствол или ветви. Размер и форма определяют фактуру растения.

Грубая текстура доминирует над тонкой, а также над цветом и формой. Тонкая же текстура находится в полном подчинении у других качеств. Крупно-текстурированные растения привлекают внимание и удерживают его благодаря игре света и тени. Тонкая текстура увеличивает пространство и дает ощущение открытости, легкости. Грубая текстура минимизирует расстояние: растения кажутся ближе, а пространство становится меньше.

Грубую текстуру имеют крупные листья, листья с зубчатыми краями, толстые сучья и ветви, шипы и колючки, кора в глубокими изломами. Тонкую текстуру определяют небольшие листья, высокие тонкие стебли, тонкая трава, густые и мелкие ветки, лозы, мелкие нежные цветы. Но большинство растений не может быть отнесено ни к обладателям грубой текстуры, ни к обладателям тонкой текстуры. Они характеризуются средними листьями с простыми формами и ровными краями, среднего размера ветвями (не густо расположенными), их форма обычно округлая или курганообразная. Такие средне-текстурированные растения обычно выступают в качестве фона для растений с грубой и тонкой текстурой.

Текстура растений и малых архитектурных форм влияет на восприятие расстояния и масштаба. Чтобы сделать пространство больше, нужно разместить растения с тонкой текстурой на заднем плане, перед ними расположить средне-текстурированные растения, а на передний план вынести растения с грубой текстурой. Тогда разряженность тонкой текстуры отступит назад, и пространство будет казаться большим. Чтобы сделать пространство меньше, растения с грубой текстурой должны будут занять место на внешнем периметре, а растения с тонкой текстурой нужно будет вынести на передний план. Визуально это сделает пространство композиции в ландшафтном дизайне меньше. Смелые цвета увеличивают контрастность и делают текстуру более грубой, в то время как приглушенные цвета могут сгладить текстуру ландшафтной композиции.

Ландшафтная композиция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *