Французский стиль сада

Оформляя и украшая придомовую территорию, мы в первую очередь руководствуемся личными предпочтениями и интересами, и если вам надоели привычные очертания естественной природы, тогда стоит обратить свое внимание на французский стиль ландшафтного дизайна. Другие его названия — регулярный или формальный стиль, и чтобы разобраться с принципами его построения, давайте пробежимся по его элементам и фото известных парков, заглянем в Версаль и Петергоф.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне (описание, фото)

Французские сады отличаются неповторимым шармом, изысканностью и богатством в сочетании со строгостью и порядком, они считаются наиболее консервативными произведениями садово-паркового искусства.

Регулярный (формальный) сад

Главным отличием от стилей, основной идеей которых является сохранение естественных природных форм, регулярный стиль базируется на рукотворной красоте.

Формальный стиль назван «французским» неспроста, это обусловлено тем, что пик популярности он достиг именно во Франции при Людовике XIV, во времена царствования абсолютизма. Сады и парки той эпохи наиболее четко отражали превосходство архитектурной мысли над природой. Создателем стиля назван Андре Ленотр, ландшафтный дизайнер и архитектор, придворный садовник Людовика XIV. Ленотр стал автором многих великих и широко известных садово-парковых произведений.

Регулярные парки и сады создавались на территориях при замках и дворцах, они служили некой важной изюминкой, подчеркивали монументальность и пышность архитектуры строения, именно здание чаще всего служило отправной точкой в оформлении прилегающей территории.

Принципы создания французского сада

В регулярных садах царит строгость и порядок. Главными идеями стиля являются торжественность, величие и богатство.

Рельеф и размер участка

Парки и сады, являющиеся культурным наследием, занимают огромные территории, с ровным и плоским рельефом. Они были созданы для долгих прогулок, наслаждения чередой живописных, величественных видов.

В формальных садах нередко устраивали различные представления, они служили неким театром для музыкальных выступлений, спектаклей и пышных фейерверков.

Планировка сада

Создается такой сад по геометрическому плану с регулярными композициями, подчиненными симметрии. Центральной точкой является дом, а главная ось сада проводится перпендикулярно фасаду здания, на противоположной стороне от центрального входа. Вдоль главной оси располагается водоем или стриженый газон в обрамлении деревьев. Все элементы сада, кроме некоторых скульптур, имеют правильную форму. Правая сторона сада зачастую зеркально отражает левую.

В учебниках по садоводству, опубликованных в XVII веке отведены целые главы, посвященные нюансам улучшения и коррекции перспективы, для формирования иллюзии увеличенного расстояния. Например, добиться эффекта протяженности можно путем постепенного сужения аллей или стрижкой деревьев, таким образом, чтобы их высота становилась меньше по мере отдаления от здания. Это помогало создать впечатление перспективы, сады казались обширнее, чем на самом деле.

Создателей регулярных садов можно сравнить с архитекторами, ведь они расширяли пространство здания за пределы стен, а природу упорядочивали по главным законам геометрии, перспективы и оптики. Создание садов походило на проектировку комнат, в чертежах стриженые кусты обозначались как стены, площадки называли залами, а вода зачастую выступала в роли лестницы.

Хаотично расположенные элементы декора, цветники и т. д. недопустимы, все зеленые насаждения сада подчинены ровным линиям, они зажаты в строгие рамки, олицетворяющие власть человека над природой. Кусты и деревья высаживаются по одной линии, и в ней они находятся на одинаковом расстоянии, острижены и доведены до одной высоты.

Используемые материалы

В этом вопросе не было места экономии, материалы подбирали качественные (мрамор, ценные породы дерева, керамика, бронза). Аксессуары брали не количеством, а качеством и занимали свое место, то есть подчеркивали другие элементы декора в саду.

При оформлении беседок пользовались техниками резьбы по дереву, художественной ковки. Ограждениями служили литые решетки с классическим узором или чугунные. Во всех аспектах предпочтение отдавалось классике и спокойным тонам.

Главные элементы французского сада

  • Партер. Основной элемент, это открытая часть сада с различными цветниками, водоемами и газонами разбитая на участки правильной формы, которые чаще всего разделяют песчаные дорожки. Партер может содержать узорный орнамент из низких, стриженных декоративных растений, крупнозернистого песка разных оттенков, гравия, реже цветов. Партер должен быть виден с террасы или окон дома.
  • Кружевной партер. Расположен у дома, имеет сильно вьющийся орнамент (напоминает ковер), состоит из подстриженного тиса, самшита или цветного песка.
  • Партерный газон. Фон для портерных цветников, находится в отдалении от дома. Обычно заполняется смесью двух различных видов трав, требования к растениям просты – трава необходима густая и однородная. Линия газона тщательно выравнивается.
  • Партерный (орнаментальный) цветник. Цветы подбираются по срокам цветения и оттенку, все они должны быть заключены в сложный узор, центром цветника может быть скульптура, фонтан или вазон.
  • Топиары. Узорчато остриженные хвойные и лиственные кусты или деревья, чаще геометрических форм – конус, шар, пирамида и т. д.

  • Боскет. Замкнутое пространство правильной формы с группой деревьев, находящееся в отдалении от здания. Чаще всего деревья создают глухую стену.
  • Скульптуры. Одушевляют сад мотивами мифологий. Могут устанавливаться с целью усиления или прерывания перспективы, для подачи воды в фонтаны, водоемы и каскады или для обозначения точки пересечения осей.

  • Аллея. Прямая дорожка с деревьями по бокам.
  • Гусиная лапа. Несколько дорожек, обычно 3 или 5 выходящих из одной точки.
  • Водоем. Нельзя представить себе регулярный парк без водоема, он может быть в форме квадрата, круга, овала или прямоугольника. Обязательным условием является четкая береговая линия, все растения вдоль нее сажаются ровными рядами. Большие участки позволяют создавать каскады (многоступенчатые строения из бетона или камня), они служат как некие водопады.
  • Фонтаны. Могут быть различных форм и отделки. Фонтанным струям придавали различные формы.
  • Терраса. Место, возвышенное над садом, предназначенное для обозревания всего сада сверху.
  • Живые изгороди и бордюры. Выполняют декоративную и практичную функцию – выступают в роли изгородей для зонирования сада, создания зеленых лабиринтов, коридоров и комнат.

Подбор растений для регулярного сада

Главным критерием служит выносливость растений к стрижке, а также предпочтение отдается вечнозеленым сортам, не теряющим свою декоративность в любое время года. В садах XVII века декоративные растения встречались редко, скудна была и цветовая гамма, ограничивалась белыми, фиолетовыми, синими и розовыми оттенками. Начиная с 1730 года, начали появляться другие, яркие цвета – желтый, красный и оранжевый. Многие экзотические для Франции цветы, например, тюльпаны завозились в страну из Голландии и Турции.

Со временем в регулярных парках начали проявляться отклонения от столь строгих требований к законам геометрии, а также к идеальной ровности ландшафта, а в середине XVIII столетия эпоха симметричных регулярных садов и парков ушла в историю. На это повлияла мода на совершенно новый, пейзажный парковый стиль родом из Англии. Во многих французских усадьбах сады, прилегающие к дому, старались сохранять в регулярном стиле, а остальную территорию украшали согласно новым веяниям в сфере ландшафтного дизайна.

Французский сад на дачном участке

В наше время формальный стиль используется крайне редко, потому как создание такого сада дело трудоемкое, нужно немало времени для ухода за ним, да и территория необходима довольно большая, все элементы и композиции имеют внушительные размеры. Тем не менее, зная основные особенности французского сада, украшая свой небольшой участок, вы можете представить данный стиль и все его элементы отдельно или в миниатюре.

Если дом не получается сделать отправной точкой сада, не страшно, говоря об украшении дачного или придомового участка, мы в любом случае уходим от дворцового варианта. Получается, что и планировка сада в таких условиях может быть частичной. Область сада, оформленную в регулярном стиле, если она никак не сочетается с остальной территорией, лучше визуально отделить.

Не стоит стремиться создать у себя на участке что-то грандиозное, это будет смотреться неуместно, отделите небольшой участок и обыграйте его в регулярном стиле. Например, обустроить прямоугольную клумбу, ее окончанием может послужить боскет с обустроенной внутри зоной отдыха с небольшой беседкой. Внутри клумбы можно расположить декоративный фонтан, а вдоль, вымостить песчаную дорожку, затем всю композицию заключить в живую изгородь. Подключите фантазию, вариантов очень много.

Принципы, которые не стоит нарушать – геометрия, симметрия и ровная или фигурная стрижка кустарников и деревьев, выравнивание их высоты. Никаких абстрактных фигур быть не должно, это же касается и скульптур. Растениям необходимо придавать опрятность, избегать неряшливого вида. Во всем нужно проявлять сдержанность, отказаться от излишней напыщенности и дополнительных украшений. Используйте качественные материалы, они в тандеме с общей строгостью и степенностью придадут саду лоск и роскошь. Обдумайте, нарисуйте план и все обязательно должно получиться!

Путешествуя по Франции, не забудьте посетить сады и парки, являющиеся культурными наследиями страны, а также яркими примерами регулярного стиля ландшафтного дизайна. Вы найдете множество поистине выдающихся творений разных авторов и времен. А в России сады в регулярном стиле можно посетить в Санкт-Петербурге, Москве и в Пушкине.

Я всегда любила и живо интересовалась садово-парковым искусством! Обожаю парки, сады, цветы, клумбы, аллеи и даже грядки. Что уж говорить о фонтанах, партерах, боскетах, топиарах, гротах, оранжереях! Мои любимые садовые цветы розы, пионы, ирисы, левкои, сирень, а полевые — ромашки, васильки, незабудки, ландыши, одуванчики…

Только начав тему Барокко, которая все расширялась и расширялась по мере написания, я вдруг поняла, что я не могу обойти вниманием тему барочных садов и парков: регулярных, итальянских и французских, тех, которыми я так восхищалась на экскурсиях в Италии и Франции, в Версале и в замках Луары. Я погрузилась в тему и пришла к выводу, что и здесь я одной частью не отделаюсь, тем более, что «совершенно случайно» увидела прекрасный фильм «Версальский роман» об Андре Ленотре, мадам де Барра, Людовике 14 и королевских садах Версаля.

Главные герои Андре Ленотр и мадам де Барра Маттиас Шонартс в роли Андре Ленотра Кейт Уинслет в роли мадам де Барра Алан Рикман — режиссер фильма Алан Рикман в роли Людовика 14 Создание фрагмента парка и фонтана

Очень рекомендую посмотреть этот фильм. Мы разместим ссылку на него в Шестой части, где я расскажу как раз об одном из главных героев этого фильма — великом Андре Ленотре — самом знаменитом и именитом садовнике Людовика 14, который называл его «наш добрейший Ленотр».

История возникновения регулярных парков.

Как всегда, все началось с благословенной, щедрой, богатой на идеи и таланты Италии! И, как всегда, перешло в роскошную, процветающую, жадную до удовольствий Францию.»Основной причиной существования сада является эстетическое удовольствие, передаваемое зрителю», — писал один из теоретиков французских садов и парков Жак Буасо.

Итальянские сады.

Палаццо Питти Аллея сада Фонтан сада Боболи Боболи Боболи Боболи

Регулярные сады зародились в Италии, в эпоху Возрождения, и наибольшего изыска достигли в Англии 19 века, где уже практиковалась стрижка посадок в сложных формах (в виде животных, птиц, спиралей и пр.). Но французский регулярный парк эпохи Барокко имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, т.к. первая в истории концепция регулярного сада была разработана знаменитым итальянским архитектором Джакомо Виньолой. Об этом талантливом архитекторе я уже писала, как об одном из родоначальников архитектуры Барокко и сподвижников Микеланджело.

Сады Флоренции Сад виллы Медичи во Фьезола Вилла Медичи во Фьезола

Типичный образец – сады Боболи во Флоренции, которые находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти — главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. Не менее известны сады виллы Медичи во Фьезоле. Они характеризуются наличием партеров правильных геометрических форм и симметричного рисунка; использованием фонтанов и каскадов; лестниц, гротов, лабиринтов и скульптурных групп на мифологические темы. Такие сады символизировали гармонию и порядок, а это были главные идеалы Эпохи Возрождения.

Замок Амбуаз Сад Амбуаз Сад Амбуаз

Французский король Карл Восьмой, после своего похода в Италию в 1495 году, где он воистину восхитился замками и садами Неаполя, привёз с собой во Францию итальянских ремесленников и садовых мастеров, которые по его распоряжению тут же приступили к устройству садов итальянского стиля в королевской резиденции Амбуаз.

Блуа Замок Блуа Розарий Блуа

Его наследник, Генрих Второй, который тоже вёл итальянские войны и встречался в Италии с Леонардо да Винчи, устроил итальянский сад поблизости от королевского замка Блуа. Король Франциск Второй занялся устройством нового сада во дворце Фонтенбло, где были предусмотрены фонтаны, партеры, сосновая роща и сооружён первый во Франции искусственный грот.

Фонтенбло Фонтенбло Сад Дианы в Фонтенбло

Замок Шенонсо — Дамский замок.

Шенонсо входит в число замков Луары. Имеет «народное» название — «Дамский замок». Один из наиболее любимых, известных, шикарных королевских замков Франции. С одной стороны Шенонсо открывается великолепный вид на парк, с другой – на очаровательные просторы реки Шер. На прилегающей территории раскинулись два изумительных и изящных сада – «Сад Екатерины» и «Сад Дианы».

Шенонсо на реке Шер Шенонсо. Сад Дианы Парк замка Шенонсо

Замок Шенонсо стал собственностью фаворитки Генриха Второго Дианы де Пуатье вопреки всем законам, запрещавшим отчуждение владений, принадлежавших королю. Диана начала работы по благоустройству владения, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли овощи и фрукты, считавшиеся в ту пору экзотическими, например артишоки и дыни. Она заставила промерить глубину реки Шер с целью строительства каменного моста, которое было осуществлено по проекту Фелибера Делорма.

Шенонсо. Сад Екатерины Шенонсо Розовые кусты

Когда Генрих Второй неожиданно скончался от смертельной раны, нанесённой ему на турнире, королева Екатерина Медичи поспешила вернуть себе замок Шенонсо, удалив Диану Пуатье в изгнание, где Диана умерла в своем знаменитом замке Ане, который создавался для демонстрации богатства и могущества владелицы.

Екатерина Медичи Диана Пуатье, герцогиня Валентинуа Бракосочетание Генриха Второго и Екатерины Медичи

Прекрасный и печальный замок Ане.

Замок-дворец Ане воспет поэтами как замок Дианы де Пуатье, герцогини Валентинуа, где она была полноправной владелицей, где все подчинялось ее воле, и где последовательно развивался в аллегорическом ключе миф о вечно юной Диане, что должно было способствовать поддержанию любви и страсти между Дианой и ее царственным возлюбленным — королем Генрихом Вторым.

Диана де Пуатье и Генрих Второй

Различные архитектурные решения в замке Ане отождествляли Диану де Пуатье с вечно прекрасной Богиней-охотницей Дианой. Интерьеры дворца оформлялись известными мастерами Леонардом Лемузеном, Массео Абакеном, Жан Кузеном-отцом.

Диана не Пуатье, герцогиня Валентинуа Символ Дианы — Олень Скульптурный рельеф работы Делорма на главных воротах замка Ане

Замок Ане стал первым во Франции архитектурным комплексом, где партерный парк в итальянском стиле был центрирован Фелибером Делормом относительно фасада дворца; создание сада было поручено известному в то время садовнику Жаку Молле, который на примерах парка Ане обучал садоводству своего в будущем знаменитого сына Клода Молле, ставшего впоследствии главным садовником у трёх королей Франции.

Главные ворота Ане Фелибер Делорм План замка Ане Клод Молле

Итак, возведенный под руководством Дианы дворец стал ее последним пристанищем. После гибели короля Диана в 1564 году начала строить погребальную часовню, но, не завершив строительства умерла в возрасте 66 лет, оставаясь до самой смерти обладательницей удивительной красоты, которая, по словам Брантома, «не встречает такого бесчувственного сердца, чтобы оно осталось равнодушным». Строительство часовни было завершено ее внуком, Карлом Лотарингским, освятившим строение и торжественно захоронившим в воздвигнутую гробницу останки его великой бабушки — Дианы де Пуатье, чье тело все это время покоилось в местной церкви.

Часовня Ане Гробница Дианы

Но печальные события преследовали прах герцогини Валентинуа. Гробница Дианы была разрушена во время Французской революции, а ее останки брошены в яму на местном кладбище. Недавно, после подтверждения принадлежности найденных останков Диане, ее прах был возвращен в часовню.

Тщательно выверенная гармоничность садов замка Ане, отраженная в их партерах и водоёмах, объединенных с участками зелёных насаждений, стала одним из самых ранних и наиболее значительных образцов французского классического регулярного парка. И все это было создано по воле и согласно вкусу великой и прекрасной — Дианы де Пуатье.

«Ниже главного корпуса, расположился сад, разбитый на 24 квадрата, засаженных овощами, душистыми травами и цветами. На пересечении аллей устроили два фонтана из белого мрамора. Сад окружён галереей с двухэтажными павильонами на дальних от замка углах. За ней, у опоясывающего усадьбу рва — зал для пиршеств и балов»… Так описывал поместье Андруэ Дюсерсо в 1556 г.

У замка Ане богатая история и непростая судьба. К сожалению, после безжалостных погромов Французской революции не уцелели многочисленные элементы архитектурного комплекса. К тому же замок сильно пострадал во время Второй мировой войны, т.к. использовался под госпиталь.

Диана де Пуатье Мадам де Мэн Анна Баварская Герцогиня Орлеанская

Многочисленные владельцы замка сменялись часто, портреты некоторых из них я вы видите. Все они принадлежали к родовитым дворянским семьям. Вот уже 150 лет Ане владеет знатное французское семейство Морро. Владельцы замка продолжают вести работы по реставрации, реконструкции и благоустройству для воссоздания его былой красоты и величия.

Устройство французского регулярного парка.

Такой парк характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм. Устроители садов регулярного стиля считали свою деятельность разновидностью труда архитектора, расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии, оптики и перспективы. Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель, следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями.

Сад Версаля

Ландшафтные архитекторы, при создании регулярных парков, не ограничивались простым соблюдением законов геометрии и перспективы — уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в 18 веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы, формирующим иллюзию увеличенных расстояний.

Как правило, регулярный сад имеет несколько типовых признаков, среди которых:

Геометрический план в соответствии с законами перспективы и оптики.

Терраса, возвышающаяся над садом, позволяющая зрителю окинуть взглядом весь сад. Как писал в 1600 году французский ландшафтный архитектор Оливье де Серр «желательно, чтобы имелась возможность обозревать сады сверху, либо с окружающих стен, либо с террасы, поднятой над партерами».

Все зеленые насаждения заключаются в жесткие формы и рамки, символизируя власть человека над природой. Деревья высаживаются прямыми линиями, тщательно стригутся, а их верхушки приводятся к одинаковой высоте.

Центральной точкой сада и его главным украшением является жилой дом. Деревья не высаживаются рядом с домом; скорее дом отделяется низкими партерами и подстриженным кустарником и пр.

Партер. Это декоративная посадочная гряда, квадратной или прямоугольной формы, содержащая узорный орнамент из низких декоративных растений, имеющий низкие тщательно подстриженные края, гравий или крупный песок разных оттенков и, иногда, цветы.

Партер Кружевной партер Аллея сада

Кружевной партер. Партер с сильно вьющимся декоративным узором.

Боскет. Небольшая группа деревьев на некотором удалении от здания, задуманная как декоративный задник.

Аллея. Прямая дорожка с высаженными по её краям деревьями.

Топиар. Дерево или куст, подстриженный в узорчатой форме. В регулярных садах применялись, как правило, геометрические формы стрижки. Очень важный декоративный элемент в Версале. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами.

Гусиная лапа. Три или пять аллей или дорожек, выходящих из одной точки.

Топиарный сад Регулярный стиль Гусиные лапы

Декорирование цветами.

Декоративные цветы встречались во французских садах 18 века крайне редко, и набор их цветовых оттенков был невелик: синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (жёлтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года, когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники. В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере перед окнами королевских покоев.

Сады Версаля

Цветы обычно доставлялись из Прованса, содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в год. Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы, буки, каштаны и акация. Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках.

Каковы же были функции садов и парков?

Регулярные сады и парки были очень распространены при дворцах и замках, являясь, как правило, важной составной частью дворцово-парковых ансамблей. В некоторых случаях они даже опережали по степени значимости сам замок или дворец, неся большую культурно-развлекательную функцию. Парком не только наслаждались и гордились, как дорогостоящим произведением садово-паркового искусства, но устраивали там всевозможные действа: постановк балетов, спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверков. Там же проводились грандиозные пиры.

Николя Фуке Шарль Лебрен Луи Лево

Первый значительный садово-парковый комплекс регулярного стиля появился во дворце Николя Фуке Во-ле-Виконт. Проектирование и возведение замка Фуке поручил архитектору Луи Лево, создание скульптур для парка — художнику Шарлю Лебрену, а устройством садов было доверено Андре Ленотру. Впервые во Франции парк и дворец были задуманы и выполнены как единый комплекс. На территории парка были устроены партеры с использованием вечнозеленых кустарников в орнаментных узорах, окаймлённых цветным гравием, а аллеи были декорированы скульптурами, водоёмами, фонтанами и изящно выполненными топиарами.

Гравюра. Замок Во-ле-Виконт Замок Николя Фуке Во-ле-Виконт Перспектива Во-ле-Виконт Замок Во-ле-Виконт Парк Во-ле-Виконт Во-ле-Виконт

Устройство парков в регулярном стиле во Франции достигло наивысшего пика в эпоху Барокко (17-18 вв.). Примером такого парка являются сады Версаля, созданные для Людовика 14 выдающимся ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы; отсюда возникло распространённое название регулярных садов и парков, как «французских».

Анна Касаткина.

Продолжение в следующей публикации: «Барокко. Королевский садовник Андре Ленотр.» Часть шестая.

Подписывайтесь на наш сайт. Делитесь с друзьями. Путешествуйте вместе с нами по замкам, паркам и садам мира.

Его называют классическим, формальным, геометрическим, садом в стиле барокко, а ещё французским парком, хотя все эти названия довольно сомнительны. Особенно последнее, ведь корни регулярного парка – не в пышном и страстном французском барокко, а в итальянском Ренессансе. В эпохе, впитавшей в себя отчетливость, ясность и безупречность античной культуры.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне

История

В середине XVI века на склонах холма Боболи во Флоренции, в резиденции герцогов Медичи заложили новые сады. Лелеяли их долго, воплощая эстетические тезисы, проверенные временем, и совершенно новые идеи. Например, благодаря специально обустроенным возвышенностям, впервые в истории ландшафтного искусства из парка открывался вид на город.

Флорентийские сады стали квинтэссенцией всего, что создали до этого не только садоводы, но архитекторы и скульпторы. Здесь были широкие аллеи, посыпанные гравием, и длинные осевые дорожки, дубы, кипарисы, лимонные деревья в кадках, розы и лилии в огромных цветниках…
А еще амфитеатр, где впервые в мире зазвучали оперные арии, колоннады и террасы, рукотворные пруды с островками, фонтаны и гроты, артефакты из Греции и древнего Египта.

Не заметить сады Боболи было невозможно. Андре Ленотр, потомственный мастер озеленения, придворный садовник Людовика XIV (известно, что французский монарх был сильно увлечен садово-парковым искусством), создал проект версальского парка, взяв за основу сады Боболи.

Стиль, который возник в результате, ошеломил Европу и пленил её. Парки в регулярном стиле стали появляться в Англии, Испании, Австрии, России… Однако Версаль остался абсолютным, как чистый бриллиант, эталоном регулярности.

Версаль

Сады около версальского дворца формировались почти 40 лет. Мастер Ленотр преследовал технически сложную, честолюбивую цель: создать иллюзию бесконечности, безбрежности ландшафта, а также доказать при помощи технических уловок, что французский король властвует не только над своими подданными, но и над природой.

Что ж, Ленотру это удалось. Сады Версаля и сегодня остаются мерилом мерил, если речь о регулярном стиле. Все остальные парки, по умолчанию, повторяют клише, заданные мастером Ленотром.

Первый среди них – масштабность. Людовик XIV обожал свежий воздух, солнце и ветер, длительные прогулки, не терпел тесноты и сдавленности парижских улиц. Безусловно, это было учтено при создании версальского ансамбля. В итоге королевские сады раскинулись на огромной, совершенно не мыслимой для той эпохи территории – на площади 8300 гектаров.
Их зеленая скатерть простиралась с востока на запад, как бы следуя за солнцем. Утром его первые лучи осеняли зал Славы, пробуждали дворец, заглядывали в королевские покои… И гасли на закате у Зеркальной галереи. Солнце, персональный символ французского монарха, стало также символом Версаля, его невероятных, поражающих воображение садов.

На каких же принципах, расчётах и секретах зиждился этот эффект?

Концептуальные особенности регулярного стиля

Планировка

Регулярный сад – очень взыскательный жанр. Он не терпит неточностей, мелких погрешностей, планировки «на глаз».
В его основе – математически выверенная схема, абсолютно правильная геометрия, точные и строгие пропорции, зеркальная симметрия.
Неумолимой геометрии подчиняются даже кусты и деревья: контуры посадок, а также их верхушки такие ровные как будто поработала гигантская рука, вооруженная линейкой, циркулем и транспортиром.

Особняк является центральной точкой парка, главным его украшением. Из этого следует, что дом и сад должны быть связаны концептуально и выглядеть достойной парой: монументально, пафосно, парадно. Кстати, дом не закрывается растительностью, деревья рядом не высаживают. От сада особняк отделяет либо партер, либо условная изгородь из тщательно подстриженных кустов.
Главная ось регулярного сада тянется перпендикулярно задней стены дома. Её пересекают одна или несколько длинных аллей. Вдоль центральной оси обустраивают либо водоём, окруженный кустарниками, либо газон.
Водоём при этом служит зеркалом – усиливает симметрию, удваивает высоту живого обрамления.
Партеры, включая кружевной, располагают вблизи дома; их «кавалькада» должна быть видна из окон и с балконов.

Перспектива

Классический сад обозревается до горизонта. Для этого сооружаются террасы, которые, возвышаясь над партерами и боскетами, позволяют любоваться ими сверху.
На пересечении аллей ставятся скульптуры, что усиливает перспективу и, одновременно, впечатление порядка.
Для придания парку «бесконечности» не возбранялось использовать оптические трюки. Например, при стрижке деревьев, окаймляющих аллеи, применяли градацию – чем дальше от дома, тем меньшие кроны формировали. Или намеренно сужали сами аллеи. Все это усиливало эффект отдаленности, протяжности сада.
Ещё одна ловкость – декоративный ров, вторая сторона которого, благодаря подпорной стенке, незаметна глазу. Неудивительно, что ров-обманка получил название «аха»: говорят, такой возглас издавали люди, увидевшие хитрое сооружение впервые. Ахи строили, когда нужно было зонировать сад, поставить ограду, не нарушая целостный образ ландшафта и безбрежность панорамы.

Партеры

Открытые участки прямоугольной, овальной, квадратной, круглой формы – непременный атрибут регулярного парка. С виду это зелёный «зал», отделённый от сада плотной живой изгородью. При его оформлении, кроме растительности, применяют песок различного оттенка и фактурный гравий.
Обязательное условие – главный партер должен быть виден из дома, как сцена из ложи.

А главные среди партеров – кружевные. Они требуют больше оформительских средств, а также мастерства, ведь следует создать узорный «ковер» из кустарника. С этой целью самшит или тис фигурно выстригают, добиваясь курчавой рельефности. Если просто партер может обойтись без цветов, то в кружевном они обязательны.

Боскеты

Ещё один неукоснительный фрагмент регулярного ландшафта. По сути, это искусственная рощица, сплошная зелёная стенка. Рука искусного мастера может придать ей различную форму и объём, стилизуя под арку или под башню.
Известно, что реставрируя версальские сады, Ленотр добавил не менее десятка разных боскетов.
Среди их видов самый типичный – боскет-кабинет. Его образуют кусты, рассаженные по периметру газона и создающее уютное, замкнутое пространство.
Обыкновенный боскет – группу деревьев одной высоты – располагают в самой дальней точке территории, это финал сада, его зелёный «занавес».

Аллеи

В регулярном парке они безукоризненно прямые, ровные, как струны. Деревья вдоль необязательны, это зависит от общего замысла.
А вот «гусиная лапка» – очень характерная деталь для регулярного ландшафта. Это радиальные дорожки, три или пять, которые выходят из одной площадки.

Топиар

Топиар — это декоративная стрижка кустарников и деревьев.
Низкорослые деревья и кусты фигурно подстригали еще в древнем Риме, а в годы Ренессанса топиар получил распространение по всей Европе. Из деревьев «лепили» очертания птиц и животных, колоннады и купола, даже фигуры людей.
Впрочем, версальский топиар – чопорный, без выкрутасов. Это низкие прямоугольники, служащие изгородями и стенами зелёных лабиринтов, обелиски, кубы, конусы, спирали или сферы.
Максимальная вольность, которую можно увидеть в Версале, – конфигурация двух или трёх геометрических форм, например, конус на шаре или сфера на кубе.

Водоёмы

Выбор их формы тоже ограничен геометрией Эвклида. Пруд может быть квадратным, прямоугольным, круглым или овальным, с четко очерченными, акцентированными берегами.
Самый большой, главный водоём называют водным партером. Однако прудами перечень водных ресурсов, характерных для регулярного сада, не ограничивается.
Версальский шик – ещё и фонтаны, расположенные автономно, а также посредине прудов, каналы и каскады. Часть из них создана исключительно для визуального удовольствия, а часть – для лодочных прогулок и стекания воды, которую выплескивают фонтаны.
Украшают бассейны окантовки из топиара и прекрасные изваяния – персонажи античных мифов.

Гроты

Белокурая авантюристка, героиня книги «Анжелика и король», ожидала Людовика в гроте Тетис. Который, утверждают авторы бестселлера, «представлял собой изысканную достопримечательность» Версаля.
Версальские гроты отделаны раковинами и крапчатым мрамором, украшены барельефами и скульптурными сценами из легенд, оснащены воротами, скамейками, внутренними фонтанами. Искусственные пещеры, однако, выполняли и практическую функцию, например, грот Фетиды удерживал на крыше резервуар с запасами воды.

Скульптуры

Классический сад в регулярном стиле выглядит так, что трудно сказать, чего же в нём больше – деревьев или статуй.
Известно, что в Версале свыше двух тысяч различных скульптур: от сравнительно простых ваз и цветочных вазонов до сложных композиций.

«Жители» регулярного сада – античные боги и полубоги, олимпийцы, титаны, циклопы и музы. Из плотных изумрудных «стен» выглядывают нимфы и дриады, пегасы и кентавры, а над водной гладью застыли сирены, наяды, тритоны всех оттенков мрамора.

Зодчество и сценичность

Созданием роскошных регулярных парков руководили известные в ту пору архитекторы. Благодаря их знаниям и приёмам ландшафт выглядит объёмно, выпукло и многомерно. Не зря планировка регулярного сада похожа на проект дворца, подчиненный классическим правилам.
При помощи растительности «строятся» бордюры и стены, зелёные коридоры, вестибюли, салоны и залы. Они переходят друг в друга, чередуются, создают анфилады. Водные каскады напоминают «лестницы», лужайки покрывают «коврами» из цветов и травы, а вдоль аллей «вешают» зелёные, из деревьев «портьеры». Внутрь некоторых боскетов специально ставили мраморные столешницы, чтобы усилить сходство с комнатой. Имитировали даже канделябры – с помощью фонтанных струй. Как видите, источником идей для формального парка всегда была архитектура.

Вторая важная ипостась сада – его театральность. Людовик XIV, подобно Нерону, мнил себя актёром и охотно играл в придворных балетах. Поэтому Версаль воплощался не только как место для прогулок, но как площадка для спектаклей. Это сообщает саду, во-первых, дополнительный объём, места для танцев, постановок, «королевских дивертисментов». А во-вторых, такие компоненты театральности, как водный орган, лабиринт из фонтанов и другие выдумки.
По сути сад в регулярном стиле – сплошной театр, сооруженный из растительности, камня и воды.

Деревья и цветы

До XVII века цветоводства, можно сказать, во Франции не было. Версаль преломил и эту традицию, хотя клумб в регулярном саду не так уж и много. Размещают их максимально близко к дому, чередуя грядки цветников с вазонами.
Сохранился документ, согласно которому в первые годы Версаля его украшали 20 тысяч жонкилий, 23 тысячи цикламен и 1700 лилий. Позже к их компании приобщились привезенные из Нидерландов тюльпаны, а также розы, прибывшие из Турции.
Первые деревья переносили в парки из лесов. Типичные для регулярного сада – липы, вязы, грабы, каштаны, акации, буки. Их верхушки вплоть до XVIII века подрезали под прямую линию.

Регулярный ландшафтный стиль сегодня

Его трудно создать даже на обширной территории. Что уж говорить об обычном участке.
Впрочем, элементы стиля привнести в ландшафт можно, тем более, что современный регулярный сад допускает отклонения от жёсткого «версальского кодекса».
Принципы регулярного парка стали переплетать с чертами пейзажного сада, с китайскими «нотами», штрихами модерна.
Кружевные партеры уступили место газонным, в современном регулярном парке появились «острова» с естественной растительностью, номенклатура которой значительно расширилась.

Какие приёмы использовать в саду, чтобы приблизить его к регулярному стилю, пробудить ассоциации с эрой пышных париков и позолоченных шпаг?
— Скажем откровенно: нужны средства. Даже уголок в регулярном стиле обойдется недёшево, ведь для его обустройства требуются дорогие, природные материалы. Если беседка – то из естественного камня или породистой древесины. Если статуя, то уж, конечно, не гипс, а мраморная копия.
Проще с цветами. Нарциссы, гиацинты, тюльпаны, ирисы и лилии в прямоугольных или же овальных цветниках обязательно напомнят о Версале. Только имейте в виду, что буйство красок неуместно, регулярный ландшафтный дизайн – это скорее сдержанные тона: белый, синий, фиолетовый, изредка розовый и желтоватый. Ведь сад в регулярном стиле – триумф человека, а не природы, превосходство разума, а не стихии.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне — фото

Видео

Рассказ о регулярном стиле начинается с 9:12.

Предлагаем ознакомится:
≡ все стили ландшафтного дизайна (список с фото-примерами).

Классический сад своими руками

Увлекательный мастер-класс с пошаговыми фото позволит быстро освоит навыки стрижки кустов, чтобы оформить ими классический сад. Узнайте, как делать перголы, клумбы для такого участка.

Классический стиль в садоводстве подойдет любителям строгих форм, симметрии. Именно по такому принципу здесь выполнены цветники, газоны, дорожки. Для такого сада характерны большие пространства, фонтаны, беседки, лепнина, а также топиари.

Классический стиль — какие растения посадить, фото

Так как это сад, конечно же, без растений никак не обойтись. Если у вас есть достаточно места, то посадите одно или несколько из нижеперечисленных деревьев:

  • ель;
  • шаровидную тую;
  • вяз;
  • клён;
  • можжевельник;
  • липу;
  • кипарис;
  • плодовые.

Из кустарников отдайте предпочтение:

  • съедобной жимолости;
  • вейгеле;
  • сирени;
  • спирее;
  • барбарису Тунберга;
  • парковым розам;
  • бирючине.

Также в классическом саду будут отлично смотреться и другие виды роз: миниатюрные, чайно-гибридные.

Так как затем вы будете создавать топиари, то для них хорошо использовать вьющиеся растения:

  • клематисы;
  • девичий виноград;
  • жимолость;
  • каприфоль.

А вот какие цветы можно посадить на даче, если вы хотите использовать классический стиль, это:

  • флоксы;
  • вербена;
  • вероника;
  • сальвия;
  • агератум;
  • гипсофила;
  • пеларгония зональная.

Так как выше было сказано про топиари, ознакомьтесь с тем, что это такое, и как сделать. Затем вы сможете озеленить свой участок, используя этот метод.

  • Читайте также, как оформить сад в стиле фэнтези

Как сделать топиарий в классическом стиле для сада?

Как видите, это растения, которым была придана определённая форма. В данном случае кипарисы подстригли так, чтобы они имели форму детской пирамидки. А некоторые растения получили прямоугольную форму. Даже небольшие представители флоры имеют строгие линии, что характерно для сада в классическом стиле. Можно таким образом создать не только неодушевленные, но и одушевлённые предметы, например, вот такого крокодила.

Сделать такой зелёный садик можно в определённом месте и оградить его дорожкой из камня. Если предусмотреть навес и пустить сюда вьющиеся растения, со временем получится зелёный козырёк. Но только их нужно периодически подстригать.

Ознакомьтесь с тем, какие инструменты вам потребуются. Это:

  1. Садовые ножницы. Можно даже купить специальные, предназначенные для топиари. Но если они дорогие, приобретете любые другие, главное, чтобы они были надёжными и лёгкими. Ведь их нужно держать в руках продолжительное время.
  2. Секатор — это один из главных инструментов для топиари. Поэтому также выберете подобную модель, чтобы она была удобна для вас. Лучше взять с поворотной ручкой, тогда рука будет меньше уставать.
  3. Садовая пила понадобится, если нужно спилить ветки.

Если нужно постричь кусты, тогда делайте это во время роста побегов весной. А если нужно создать сложную фигуру, использовать обрезку, тогда делайте это до начала сокодвижения — в феврале или марте.

Нужно выбрать правильное растение, чтобы сделать топиарий. Оно должно медленно расти, быть теневыносливым, образовывать замещающие побеги и иметь много спящих почек.

Начинать стричь растения можно тогда, когда им исполнится 5 лет. К такому времени корневая система уже достаточно разрастется. За одну стрижку убирайте не больше трети объёма растения. Формируйте его постепенно. После такой процедуры нужно подкормить своих питомцев. Ведь после подобного стресса они могут подвергнуться нападкам вредителей, болезней. Чтобы этого не было, нужен хороший иммунитет, который обеспечит достойный уход.

Посмотрите, какую форму вы можете придать растениям. Для дизайна сада в классическом стиле такая идея отлично подойдет.

Но начать лучше с самого простого. Посмотрите, как придать дереву или кусту форму куба.

Вбейте вокруг выбранного экземпляра четыре деревянный бруса, перпендикулярно этим наверху закрепите ещё четыре рейки. Это вам пригодится. Отступите несколько сантиметров от данных брусков и начинайте убирать лишнее при помощи шпалерных ножниц. Это будут ветки, которые выходят за границы данных реек. После окончания работы у вас получится вот такой прекрасный экземпляр.

Посмотрите, какую интересную фигурку вы можете сделать для сада. Она также выполнена в технике топиарий.

Для основы использовалось растение альтернантера. Оно предпочитает солнечные места и умеренный полив. Рисунок на груди и глаза создаёт очиток отвернутый, который любит такие же условия, как и альтернантера.

При помощи растений этого вида вы постепенно сформируйте вот такого симпатичного персонажа, иногда подстригая его.

Так как сейчас год свиньи, вы можете при помощи стрижки создать такое животное.

Посмотрите мастер-класс, который научит вас это делать. Главное — наличие необходимого и желание.

Мастер-класс — как подстричь кусты красиво

Этот навык вам пригодится, когда вы будете делать сад в классическом стиле. Такую процедуру удобно проводить садовыми ножницами с длинными ручками. Но если вы хотите быстро сделать, то можете использовать механические ножницы.

Но некоторые растения нельзя стричь механическими приспособлениями, так как такой инструмент может повредить листья. Они будут буреть, некрасиво выглядеть.

Лучше всего начинать стричь снизу. Это удобнее, и побеги будут свободно падать вниз. Сначала нужно выровнять боковины, а затем уже переходить к верху.

Вот такая живая изгородь классической прямоугольной формы получится. Если вы хотите внести разнообразие в сад, можете сделать зелёное сердечко. Сначала нужно создать необходимый контур, а затем посмотреть, сколько нужно состричь в глубине.

Делайте это вот так, работая садовыми ножницами.

Тогда в результате у вас получится подобная фигура.

Если вы хотите, чтобы на даче в классическом стиле была красивая спиралевидная фигура, тогда заранее посадите лавр благородный.

Если вы первый раз занимаетесь такой работой, тогда можно сначала наметить веревкой места витков. Только нужно будет их время убирать. Подстригите сначала ряд между двумя полосками, затем при помощи садовых ножниц вы придадите двум рядам округлую форму. А после этого нужно достричь куст, используя такую технологию. Вот что получится.

Около изгороди вы можете сделать округлые элементы, также используя искусство топиари. Одному барбарису вы придадите форму сердечка, а другому ? вот такую спиралевидную. Посмотрите, какая тогда композиция будет в вашем классическом саду.

Если у вас растет бирючина Делавея, тогда посмотрите, как можно подстричь ее.

Также используются садовые ножницы, посмотрите, как их нужно правильно держать. Отрежьте все лишнее, и в результате у вас получится вот такой очаровательный зелёный столик.

Ещё одно прекрасное растение, поддающееся стрижке — это лох колючий. Из него можно сделать вот такую интересную корзинку. Сначала оформите нижнюю часть, а затем — верхнюю.

Если у вас на участке тоже растёт кипарис аризонский, тогда также попробуйте придать ему вот такую округлую форму.

А из голосемянника разнолистного интересно получить кольцо. Для этого нужно придать этому растению округлую форму, а в середине выстричь лишнее.

А если вы хотите быстро сделать фигурку для сада из растений, тогда возьмите готовый каркас. Сделать его можно из проволоки. Установите эту заготовку в контейнере, насыпьте сюда почву и посадите плющ. Он быстро оплетёт основу, и у вас получится вот такая зелёная статуя.

Такое изделие мобильное, при желании вы можете передвинуть его в другое место участка. Плющ можно посадить в кашпо с землёй, а сверху соорудить сердечко из проволоки. Обвейте этим плющом данную заготовку, вот такой симпатичной получится зелёная скульптура.

Можно использовать торф, сделать скульптуру из него. Сюда высаживается мох сфагнум, на основе этого можно получить вот такую скульптуру для сада.

Если желаете, оставьте ее в таком виде или же посадите сюда в некоторых местах цветы либо другие растения.

Классический сад своими руками — оформление клумб

Они также требуют строгих форм. Посмотрите примеры такого ландшафтного дизайна.

Как видите, основа этой композиции — прямоугольник. Он разделён на четыре треугольника, у которых закругленные верхние углы. Это нужно для того, чтобы здесь в центре разместить фонтан. Элементы состоят из растений, хорошо поддающихся стрижке. Придайте им форму, как в предыдущем мастер-классе. Симметрично высадите спирею, другие растения, которые не занимают много места. А промежутки между элементами закройте камнями, по диагонали сделайте четыре дорожки.

Вы можете разбить клумбу прямо в центре газона. Тогда нужно наметить квадрат, но сделать его стороны вогнутыми внутрь. По краям посадите растения одного типа, это же касается и внутреннего квадрата. В середине вы можете разместить небольшой кустик и придать ему шарообразную форму.

У вас будет чудесный сад в классическом стиле, если вы воспользуетесь следующей идеей.

Такая клумба сделана на основе круга. Дорожка продолжается входом на эту территорию. Можно сделать ее из цемента с добавлением гипса. Посадите сюда цветущие растения и хосты.

Вы уже умеете придавать невысоким деревьям или кустарником спиралевидную форму. Если у вас есть туя, оформите её таким образом. Она находится в центре клумбы. Вокруг посадите цветы двух видов.

Среди ровно подстриженных кустов разместите тюльпаны и другие весенние цветы. Но достаточно двух видов. Их можно разместить в саду прямо в горшочках. Тогда по окончании сезона цветения этих растений вы замените их следующими. Ровно подстриженный газон, дорожки из гравия и плитки добавят этому месту стиль классического сада.

Разместите неподалеку перголу, под которой находится лавочка. Тогда можно будет посидеть в этом райском уголке, любуясь на скульптуру и цветущие растения.

Перголы для классического сада своими руками

Это незаменимая вещь в саду. Если он выполнен в классическом стиле, тогда и перголы будут таковыми.

Для создания такой, вам потребуются:

  • бруски сечением 5 см;
  • обработанные доски;
  • рейки;
  • саморезы;
  • лопата;
  • мелкие камни.

Пошаговый мастер-класс:

  1. Определитесь с местоположением будущей перголы. Наметьте, где будут находиться столбы. Выкопайте здесь ямы лопатой, затем поставьте столбы, засыпьте выемки камнями и плотной землёй. Уплотните эти места молотком и ногой.
  2. Поставьте столбы. При помощи саморезов прикрепите сюда поперечные бруски меньшего сечения. Снаружи набейте обрешетку из реек. Из брусков большего диаметры сделайте площадку для сиденья лавочки. Набейте на два параллельных бруска доски с одной стороны. Также сделайте это с другой стороны.
  3. Прибейте и несколько досок, которые будут играть роль спинки. Сделайте в них пропилы, чтобы смастерить из этих заготовок крышу. При этом доски нужно ставить на ребро.
  4. Покрасьте свое творение. Но лучше это сделать сначала, пока вы ещё не собрали данную перголу. Здесь будет удобно отдыхать и любоваться на дизайн своего классического сада.

Следующая пергола тоже прекрасно смотрится.

Белый цвет всегда выигрышный. Поэтому вы можете покрасить заготовки для перголы именно такой краской.

  1. Также основа выполняется из брусов. Зафиксируйте эти деревянные столбы в земле. Но если у вас будет пергола передвижная, тогда можно этого не делать. За счёт жесткости конструкции она будет стоять на одном месте, как вкопанная.
  2. Соберите короб из брусков, затем набейте на него рейки по диагонали. Также поступите со второй стороной. Внизу прикрепите к опорам толстые доски или бруски, на которые вы будете крепить основу для лавочки. Сделайте ее.
  3. А чтобы сформировать спинку, соедините бруском противоположные бока перголы и набейте сюда тонкие доски крестообразно. Останется сбить основу крыши из поставленных на бок досок, в которых предварительно делают пропилы.

Давайте закончим эту увлекательную тему просмотром небольшого сюжета, который покажет, какими бывают сады, сделанные в классическом стиле.

Во втором сюжете ландшафтный дизайнер поделится с вами секретами устройства сада в классическом стиле.

  • Статья по теме: Как оформить сад в восточном стиле

При сохранении крепости в городе, естественно, сохранялась историческая преемственность схемы новой планировки и существовавшей до этого застройки, не допускавшей абстрактной геометризации. Новая планировка исходит в основном из принципа совершенствования исторически сложившейся схемы города. Это заметно, например, в плане Сум, где в центре при слиянии рек Сумы, Псела и Сумка находится старая крепость. Планировка города, расчлененного реками на три части, подчинена единому замыслу, заключающемуся в прокладке большинства улиц по направлению к крепости, почему план города приближается к радиально-кольцевой схеме.

Регулярная планировка применялась лишь на свободных территориях, как это было, например, в проекте планировки Киева, составленном Меллером и Шуваловым, где новые кварталы были разбиты в районе Липок между существовавшими в то время крепостями Старым Киевом и Печерской крепостью. В пределах же каждой из крепостей, а также в Печерском форштате предусмотрено было лишь выпрямить улицы и местами расширить. Проекты перепланировки старых украинских городов, утвержденные в конце XVIII столетия, во многих случаях оставались нереализованными из-за войн с Турцией, строительства новых черноморских портов и создания военного и торгового флота, поглощавших большие средства.

К концу XIX в. многие города Украины потеряли свое оборонное значение, что повлекло в ряде случаев уничтожение древних земляных валов. В этот период увеличиваются ассигнования на реконструкцию таких городов, как Киев, Харьков, Чернигов, Сумы, Новгород-Северский и др., значение которых как административных центров губерний и уездов все более растет. Развитию городов Украины в начале XIX в. способствовал рост промышленности и торговли, вызвавший приток населения и оживление строительства. Правительство отпускает средства на строительство зданий административных, культурно-просветительного назначения и учреждений Приказа общественного призрения; улучшается и благоустройство городов. Во многих городах появляются каменные мостовые, тротуары и уличное освещение.

Конкретные условия развития городов Украины потребовали составления новых проектов планировки, а в ряде случаев — существенной переработки генеральных планов, утвержденных в конце XVIII в. В этот период получает распространение геометрическая регулярная планировка. Прямые улицы прорезают старые земляные укрепления и прокладываются на местности без учета рельефа, береговых линий рек и существующих зеленых насаждений.

В Киеве в это время сливаются воедино три разобщенные раньше части. Между старым городом и Печерском по плану 1787 г. застраивается район «Липки», а части города, раньше заключенные в кольцо укреплений, также перепланированы и объединены по плану 1837 г. с районом «Новое строение». После пожара на Подоле в 1811 г. был сделан архитектором В. Гесте новый проект планировки, согласно которому вместо скученной застройки с узкими путаными улицами должны быть проложены прямые, широкие магистрали. В центре этой части города сделана обширная Контрактовая площадь, где предполагалось возвести Контрактовый дом и почту.

XIX в. предусматривалось сделать район Печерска, где на пустыре против царского дворца было построено по проекту А. Меленского здание губернских Присутственных мест с площадью — плац-парадом, а вдоль кромки днепровских склонов посажена липовая аллея. Здесь же предполагалось устройство нового гостиного двора. Но в 30-х гг. в связи со строительством новой Печерской крепости административный центр был перенесен в район Старого города, на вновь расчищенную Софийскую площадь.

Регулярный парк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *