Платья и модный костюм в стиле бидермейер

Наиболее интересный и необычный период в моде XIX века приходился на время господства стиля бидермейер в Европе. Данный стиль в европейском костюме существовал практически параллельно со стилем романтизм в 1820-1840-е годы.

Ф. Г. Вальдмюллер
«Семья в парке»

Родиной стиля бидермейер считается Австрия. Само название стиля произошло от коллективного псевдонима нескольких поэтов XIX века – господин Бидермайер. Под данным псевдонимом поэтами фон Шеффелем, Людвигом Эйхордом и Адольфом Касмаулем в немецкоязычных журналах печатались пародийные стихи.
Целью таких пародий было подшутить над стихами обывателей-графоманов (мелких торговцев, провинциальных учителей), письмами с которыми были буквально завалены все редакции журналов первой половины XIX века.

Карл Шпицвег
«Друг кактуса» (1856)
Одинокий чиновник вернулся домой, дома его ждет лишь кактус…

Стиль бидермейер – это городской стиль. Стиль бюргеров XIX века. Так, на картинах данного периода появляются жители городов за работой, на прогулке, на отдыхе. К примеру, картины немецкого художника Карла Шпицвега. Или же Галерея красавиц художника Йозефа Штилера – портреты как принцесс, так и обычных горожанок. Создана данная серия картин была по заказу Людвига I – короля Баварии.
В русском искусстве к стилю бидермейр можно отнести картины Василия Тропинина — к примеру, «Золотошвейка» или же «Кружевница».

Карл Шпицвег
«Охотник на бабочек» (1840)

Стиль бидермейер – это уютный стиль ценящих труд, но уже могущих позволить себе и роскошь горожан. Интерьеры в силе бидермейер отдают домашним уютом – это светлые обои с рисунком в цветочек, мягкая мебель, обтянутая ситцевыми тканями и набитая конским волосом, простые кровати, лишившиеся балдахинов, множество горшков с комнатными растениями.

Карл Шпицвег
«Бедный поэт» (1839)

Наибольшее распространение стиль бидермейер получил в немецкоязычных странах.

Карл Шпицвег
«Пикник»

Что касается костюма в стиле бидермейер, то наиболее ярко особенности костюма в данном стиле можно рассматривать на примере женских платьев первой половины XIX века. В то время как в мужском костюме стиль бидермейер весьма перекликается со стилем романтизм.

Платья в стиле бидермейер

Платье в стиле бидермейер чем-то напоминало воздушный шар – такое же круглое и объемное. И это вряд ли случайно – первые воздушные шары взлетели в небо как раз таки в XIX веке. И их пассажирами были не только мужчины, но и отважные дамы в своих неудобных нарядах.

Ф. Г. Вальдмюллер
Женский портрет

У платьев в стиле бидермейер всегда была широкая пышная юбка. В нее вшивали специальные валики, чтобы придать округлую формы. При этом каркасов под юбку не было. Также не было и множества нижних юбок.
Во времена стиля бидермейер женщины вполне обходились одной нижней юбкой и вшитыми валиками. Также юбка платьев данного стиля становится немного короче – она не прикрывает щиколотки ног. Непозволительная вольность по тем временам.

Й. К. Штилер
«София Баварская» (1832)

Бальные платья стиля бидермейер обязательно были с декольте и открытыми плечами. С такими платьями носили дорогие, из кашмирской шерсти, шали, которые привозились в Европу из Индии. Классическое сочетание — белое платье и красная шаль. Кстати, что касается цветов платьев стиля бидермейер, то девушки чаще всего носили платья более светлых расцветок, а женщины – платья темных тонов.

Й. К. Штилер
«Мария Фридерика Прусская» (1843)

Рукава бальных платьев были короткими и с ними носили длинные перчатки. На талии обязательно пояс – с бантом или же пряжкой. Цель пояса – сделать зрительный акцент на тонкой талии.

Й. К. Штилер
«Анна Хиллмаэр» — дочь торговца мясом (1829)

У повседневных платьев декольте отсутствовало. Рукава таких платьев были длинными. С повседневными платьями носили короткие перчатки, а также зонтики от солнца – в моде аристократическая бледность. На плечи могли набрасывать кружевные косынки. Так называемые косынки-фишю. На голове – шляпа капор.

Й. К. Штилер
«Лола Монтес» — танцовщица, а также возлюбленная короля Баварии Людвига I (1847)

Запоминающимися были и прически стиля бидермейер. Чаще всего ассиметричные, с петлями и бантами из волос. А также со взбитыми и завитыми локонами.

О рукавах

Отдельное внимание стоит уделить рукавам платьев стиля бидермейер. Рукава таких платьев всегда были широкими и объемными.

Карл Шпицввег
«Любовное письмо» (1845-46)

Очень часто рукав платья состоял из двух частей. У бальных платьев был внутренний рукав – короткий, плотный и подбитый пухом или ватой. Верхний рукав бальных платьев мог быть длинным и шился из полупрозрачных тканей или кружева.
Но чаще всего бальные платья были с короткими рукавами-буфами – объемный рукав-фонарик, заканчивающийся манжетой.

Карл Шпицвег
«Воскресная прогулка» (1841)

Носили и платья с рукавом-жиго – очень широкий у плеча и постепенно сужающийся к манжете у локтя или запястья рукав. В России такой рукав в шутку называли «бараньей ногой».
У повседневных платьев чаще всего был простой односоставной рукав, в верхнюю часть которого для придания объема вшивался китовый ус.

Мужской костюм в стиле бидермейер

Отличительной особенностью мужского костюма стиля бидермейер стал его силуэт, отчасти повторяющий силуэт женского костюма данного периода. А именно широкие плечи и узкая талия. В остальном же мужской костюм во многом был схож с мужским костюмом стиля романтизм.

Карл Шпицвег
«Автопортрет»

Фраки в стиле бидермейер шили строго в талию. При этом к фраку прилагались вшитые подплечники и широкий в верхней части рукав. Очень часто за счет ватной подкладки фраков увеличивали их на груди.

Карл Шпицвег
«Запах роз»

С фраком носили более светлые брюки и жилеты. Если фрак был темного цвета, то жилет мог быть ярким. Очень часто носили красные жилеты или же жилеты в полоску и клеточку. Ткань в полоску или же клеточку использовалась не только для пошива мужских жилетов, но и для пошива повседневных женских платьев.

Карл Шпицвег
«Воскресный охотник» (1845)

Сюртук в данный период чаще всего носят как верхнюю одежду. В моде шляпы-цилиндры, трости, перчатки, шейные платки, кудри и бакенбарды, что соответствует моде денди.

Карл Шпицвег
«Вдовец»

Одной из модных новинок того времени стал и английский плащ гавелок. Плащ – пошитый из сукна и с яркой контрастной подкладкой. У данного плаща не было рукавов, но присутствовала пелерина и прорези для рук. Плащ был объемным и его часто надевали для походов на бал, так как под ним не мялся фрак.

artmarshals

Или «бидермайер» (Biedermeier). Этим термином принято обозначать стиль, сложившийся в немецком и австрийском искусстве в 1815 – 1848 годах. Само слово происходит от имени сельского учителя Готлиба Бидермайера, выдуманного немецким писателем и поэтом Людвигом Айхродтом (1827 – 1892) в качестве прикрытия для публикаций эпиграмм и пародий. Приблизительно имя переводится как «простодушный господин Майер».

Бидермейер определяют как провинциальный стиль. Являясь ответвлением романтизма, он сохранил в себе некоторые черты стиля ампир. Для живописи в стиле бидермейер характерен идеализм. Художники писали бытовые сценки, идиллии, приятные глазу и понятные обывателю. Самые известные художники-представители этого стиля: Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер. На картинах Карла Шпицвега, например, изображается жизнь маленьких людей: почтальонов, кухарок, писарей, жителей предместий и т.д.

Людвиг Рихтер (Adrian Ludwig Richter). Церковь Святой Анны в Крупке (Чехия). 1836.
Людвиг Рихтер (Adrian Ludwig Richter). Пастух и девушка на восходе луны. 1860.

Фердинанд Георг Вальдмюллер (Ferdinand Georg Waldmüller). Портрет мальчика. 1813.
Фердинанд Георг Вальдмюллер. (Ferdinand Georg Waldmüller). Г-жа А. Винивартер с сыном. 1829.
Фердинанд Георг Вальдмюллер. Натюрморт с розами, клубникой и хлебом. 1827.
Карл Шпицвег (Franz Carl Spitzweg). Воскресная прогулка. 1841.

Всё началось с живописи, но потом бидермейер проник в оформление интерьеров, моду и прикладное искусство. Например, роспись по фарфору того периода – это самый настоящий бидермейер.

Фарфоровая тарелка в стиле бидермейер. Около 1840 (?).

Вам будет интересно узнать, что бидермейер вышел за пределы Германии и Австрии, и элементы этого стиля присутствуют в работах русских художников – к примеру, Венецианова и Тропинина. Ну а мода «русского бидермайера» – это мода пушкинских времен.

В. А. Тропинин. Девушка с горшком роз. 1850.

Интерьеры той эпохи отличались простотой и некой интимностью, в оформлении применялись светлые тона. Кстати, тогда появилась мода на обои в полоску и занавески и обивку мебели с цветочными узорами.

Н.И.Тихобразов. Интерьер в имении Лопухиных. Акварель. 1844 год.

Для украшения интерьера часто использовались акварели, гравюры, статуэтки. Большое внимание уделялось функциональности мебели, так как в интерьере не должно было быть ничего лишнего и ненужного. Как правило, поверхность мебели ничем не украшалась.

К.А. Зеленцов. Гостиная в городском доме. 1820-е гг.

Однако мода проходит быстро, и спустя полвека к бидермейеру стали относиться как к мещанству.

Tags: дизайн интерьера, живопись, искусство, картины, натюрморт, оформление, предметы интерьера, художники

Почему стиль буржуа «выстрелил» именно сейчас

*На Алесе: серьги Messika; колье Chanel Fine Jewelry; колье-трансформер и браслеты Boucheron; часы Cartier; кольцо David Yurman; блузка Bottega Veneta. Фото: Павел Харатян. Стиль: Светлана Вашеняк. Vogue Россия, октябрь 2019 *

В прошлом ноябре сразу три десятка бутиков на Елисейских Полях пали жертвами протестов: разбитые витрины, расхищенное имущество, в общем — серьезнейшие убытки. Сильнее всех пострадал Dior, чей ущерб составил не меньше миллиона евро. Шла вторая неделя бунта «желтых жилетов»: беспощадные к люксу революционеры требовали снижения цен на топливо и отставки Эммануэля Макрона — «президента богатых».

Показ Yves Saint Laurent Haute Couture, 1978

В марте 2019-го — четыре месяца и много разбитых витрин спустя — в Париже «выстрелит» со своей холеной, необуржуазной коллекцией Эди Слиман. Компанию Celine составят Givenchy, Chanel, Louis Vuitton, Balenciaga, Chloé и, разумеется, Dior. Проще говоря, авангард модной индустрии, причем даже не локальной, а мировой. Желтым жилетам противопоставят пиджаки — приталенные, юбки — длиной до колена, блузы — с кружевными воротничками, а также мелкую клетку, высокие сапоги, тонкие ремешки, кожаные перчатки, шарфы, сумки с тиснением под крокодила.

Chanel, Louis Vuitton, Alberta Ferretti осень-зима 2019

К этому времени вред, нанесенный стране манифестациями, перевалит за сто семьдесят миллионов евро, но, как говорила маркиза де Помпадур: «После нас хоть потоп!» Кажется, модные Дома, чьи шоу из‑за протестов оказались под угрозой срыва и лишились части гостей (некогда безобидный Тюильри вдруг показался опаснее Булонского леса), захотели потроллить разъяренную публику — и сделали так, чтобы через полгода на улицах «визуализировался» тот самый господствующий класс. Ненавистный, между прочим, для всей «прогрессивной» Франции, для которой bourgeois — слово с негативной коннотацией, а вовсе не комплимент.

Принцесса Диана в Лондоне, 1983

«Буржуев» принято обвинять в отсутствии культуры и вкуса, и что еще хуже, по мнению левых интеллектуалов, адепты капитализма всегда противились прогрессу. Немудрено, что в стереотипном представлении женщина-буржуа — заносчивая домохозяйка, которая наряжается «как положено» и знать не знает, чем ей, бедняжке, себя занять. Эталонный пример — холодная Северина из «Дневной красавицы» Луиса Бунюэля, от скуки подавшаяся в бордель, хотя Флобер и Стендаль в XIX веке высмеивали класс нуворишей не менее едко.

Серьги Mattioli; колье и подвеска Cartier; часы Chopard; верхний браслет Boucheron; нижний браслет Tiffany & Co.; кольцо de Grisogono; жилет Ralph Lauren

Так отчего же дизайнеры как по команде повернулись лицом к этому малопопулярному образу? Неужели просто дразнят гусей — то есть пролетариат с прекариатом? Едва ли. Если копнуть глубже, в одержимости традиционными ценностями (а именно их символизирует буржуазная классика — твидовые жакеты, идеально скроенные тренчи, белоснежные блузы) можно заприметить банальную мечту о стабильности в мире, ставшем максимально нестабильным. В конце концов, напряжение растет не только во Франции: на улицы по разным причинам выходят жители Тбилиси, Гонконга, Лондона, Москвы, Каракаса, крупнейших городов США. А брюки-кюлоты и небрежно повязанный шарфик на этом фоне — ностальгия по «старым добрым» временам. Которые необязательно были лучше, но ретроспективно были будто бы стабильнее.

Показ Yves Saint Laurent Haute Couture, 1989

К тому же, будем честными, антибуржуазный пафос, как правило, не выдерживает проверки взрослением. Конечно, 74-летняя муза Ива Сен-Лорана Бетти Катру до сих пор оскорбляется, если кто-то принимает ее за буржуа. Но большинство «революционеров» 1968 года в итоге закончили свои Сорбонны и Монпелье, заработали на квартиры и загородные дома с каминами. А для поколения их внуков в большинстве своем классовую борьбу сменила борьба за права меньшинств и экологию. Так что есть подозрение, что миллениалы и джензеры с радостью поддадутся обаянию тренда. Во-первых, речь о квинтэссенции французского шика; именно такую девушку — с небрежно повязанным на шее платком, в кейпе и высоких сапожках — мы представляем, когда говорим, что хотим одеться как парижанка. Во-вторых, в развитых странах белые воротнички стали новым пролетариатом, а буржуазный стиль отлично вписывается в категорию work-friendly (да-да, в мире по-прежнему существует офисный дресс-код). Ну а в-третьих — только ленивый сегодня не жалуется на то, как утомили спортивная эстетика и нормкор, и в этом смысле «буржуа» обещает стать спасением. Мы ведь и правда хотим перемен. В том числе — в собственном гардеробе.

Слева: серьги, колье, кольцо и брошь (внизу) Mercury; брошь слева Van Cleef & Arpels; брошь справа Chanel Fine Jewelry; жакет Chloé; блузка Ralph Lauren. Справа: серьги de Grisogono; ожерелье-шарф Tiffany & Co.; кулон Mercury; часы Bvlgari; браслет Chanel Fine Jewelry; блузка Bottega Veneta

Модель: Леся Кафельникова/AvantПрическа: Константин КочеговМакияж: Юлия ТочиловаМаникюр: Наталья Котова/TheagentagencyАссистент фотографа: Сергей БузинАссистент стилиста: Анастасия МитинаПродюсеры: Карина Чистякова, Магда КупреишвилиАссистент продюсеров: Полина Никифорова

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Павел Харатян

Стиль бидермейер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *