Отделка стен тканью: пошаговая инструкция

Отделка стен тканью – отличный способ оригинального оформления любого жилого помещения. Можно обтянуть нарядной тканью стены в гостиной или строгой – в кабинете. Ну а о декорировании стен спальни тканями в пастельных тонах и говорить не приходится – нежный материал как нельзя лучше украсит эту комнату. Чтобы клеить ткань на стены, нужно провести соответствующую подготовку поверхностей и ознакомиться с пошаговой инструкцией.

Если говорить об оформлении стен, стоит отметить, что ткань имеет некоторые явные преимущества над обоями или покраской. Во-первых, для такой отделки стены не требуют большой подготовки; во-вторых, если вам надоела ваше декоративное убранство, то вы можете легко изменить его; и, в-третьих, есть еще преимущество в том, что снятую ткань можно снова использовать в других проектах в доме, если вы решили все переделать.

В этой статье вы получите подробную информацию о драпировке стен тканью своими руками, сможете посмотреть фото и видео.

Зачем обтягивать стены тканью вместо обоев

Существует, как минимум, пять причин, зачем обтягивать стены тканью:

  1. Ткань — это идеальный способ замаскировать неидеальные стены; с ее помощью можно скрыть то, что стены годами не красили, не шкурили и не шпаклевали.
  2. Покрытые тканью стены будут лучше поглощать звуки, чем покрашенные, особенно если поверхность сначала проложить слоем специальной прокладки.
  3. Ткань на стену вместо обоев (или краски) стоит поклеить ещё и потому, что это – портативное вложение. Если вы решили переехать, ее можно забрать с собой.
  4. Подложив специальный подкладочный слой под ткань, вы сможете получить в итоге вид обитой, пухлой стены.
  5. Поскольку вы можете развернуть ткань и посмотреть ее на большой зоне, часто, приложив ткань к стене, можно довольно точно представить визуально, как эта ткань будет смотреться.

Посмотрите, как красивы покрытые стены тканью на этих фото:

Выбор декоративной ткани для оформления стен

Чтобы было легче работать, делайте выбор в пользу легкой ткани с твердым плетением. Поищите такую ткань, рисунок на которой идет, что называется, «по структуре». Однако если понравившаяся вам декоративная ткань для стен немного с наклоном, то при оклеивании выбирайте такой дизайн, который не требует следования структуре.

До начала работы разгладьте на ткани все морщины и складки. Когда вся комната уже покрыта тканью, вы почти наверняка обнаружите, что не можете совместить рисунок на последнем шве. Следовательно, планируйте начало и окончание работы таким образом, чтобы этот последний стыковочный шов пришелся на самое малозаметное место. В частности, хорошим выбором станет дверь, расположенная рядом с углом комнаты, ведь в таком случае несовпадающим по рисунку будет только небольшой участок прямо над дверью.

Еще один вариант драпировки стен тканью — «похоронить» несовпадающий шов в углу, где он будет скрыт мебелью.

Если вы натянете или приклеите ткань с красивым рисунком через определенные промежутки, то маленькие бугорки и неровности поверхности видно не будет. При покрытии текстурированных поверхностей лучшим выбором будет мелкий декоративный рисунок ткани.

На этих фото показаны лучшие ткани для отделки стен:

Материалы и расчет ткани для оклейки стен

Для отделки стен своими руками вам понадобятся:

  • Ткань
  • Клей: выберите либо порошковую пасту из целлюлозы или пшеницы, либо предварительно замешанную виниловую пасту. Прочитайте инструкцию производителя и его указания, а также поищите клей с антиплесеневым компонентом, подходящий для приклеивания тканей
  • Жидкий крахмал
  • Куски ткани или целлофана для защиты пола
  • Отвес или уровень
  • Скрепки (кнопки) и молоток
  • Твердая рулетка или метр
  • Нож для резки обоев
  • Кисточки для клея или краски или губка
  • Кисточка для разглаживания обоев
  • Несколько колец-прищепок от карнизов

Перед обивкой тканью нужно измерить ширину стены. Не делайте поправки на оконные и дверные проемы. Чтобы определить, сколько нужно панелей, разделите общую ширину на возможную ширину ткани.

Чтобы определить длину каждой панели при расчете ткани, измерьте высоту стены. Добавьте 7,5-15 см припуска.

Чтобы определить общий метраж — умножьте количество панелей на длину каждой панели. Затем разделите это число на 100 см, чтобы перевести сантиметры в метры.

Подготовка стен для декорирования тканью

Хотя ткань — это отличный способ закрыть далеко не идеальные стены, все же и здесь есть несколько проблем, которые не стоит игнорировать. Вы должны ликвидировать все протечки, плесень и другие проблемы, связанные с водопроводом или влагой, на стенах, кондиционерах или вокруг окон. Если такие дефекты не устранить, ткань только подчеркнет их. Более того, если проблемы будут сохраняться, они могут повредить и саму ткань.

Перед оклейкой стен тканью делайте все необходимые покрасочные работы на молдингах, отделке и окнах до того, как начнете вешать ткань. Если хотите, то молдинги можно убрать, покрасить и снова поставить на место уже после размещения на стенах ткани. Уберите выключатели, крышки, старое оборудование для оконных занавесок и т.д.

Если вы выбрали светлую ткань, а через нее просвечивается темная поверхность стены, то самый легкий способ — это побелить стены.

Оклейка, которая не требует сшивания, — один из самых быстрых методов обтягивания стен тканью. Ткань приклеивается прямо на поверхность. Следовательно, для достижения наилучшего результата нужно, чтобы стены были ровными, светлыми по цвету и без трещин. Даже на слегка текстурированной поверхности, покрытой таким образом, будет виден каждый бугорок.

Вымойте стены. Если они окрашены, то помойте их слабым раствором моющего средства; если они оклеены обоями, то тщательно пропылесосьте. Если стены темные (а ваша ткань прозрачная), то их нужно покрасить белой краской.

Если вы покрываете новые стены из гипсокартона, загрунтуйте их. В противном случае, если вы когда-нибудь в будущем станете снимать ткань, то бумажное покрытие тоже оторвется от стены. Грунтовка стен также будет способствовать хорошему схватыванию клея. Это особенно важно для новых стен, поскольку без защиты в виде грунтовки клей впитается в стену, и в результате работа будет испорчена.

Уберите все выключатели и крышки. Прочертите вертикальную линию на каждой стене, которую предполагается покрывать, следуя инструкциям.

Проверьте цвет клея. Иногда он бывает темным и может повредить цвет ткани. Всегда делайте тест на оклейку, чтобы проверить, подходит ли клей к выбранной вами ткани. Оставьте ткань сохнуть, а затем внимательно осмотрите ее на предмет любых следов порчи цвета. Если выбранная вами ткань имеет повторяющийся рисунок, то для каждой панели вам может понадобиться дополнительное количество — в зависимости от того, как соотносится этот повторяющийся мотив с высотой стены.

Посмотрите фото, как нужно подготовить стены к драпировке тканью:

Отделка стен своими руками: как правильно клеить ткань (с фото и видео)

Подгонку и соединение панелей из ткани при драпировке своими руками делают прямо на стене. Техника проста: слегка перекрывайте рисунок; затем, работая на обеих тканевых панелях, отрезайте перехлест. Убедитесь, что комната хорошо освещена, особенно, если вы работаете ночью, в противном случае в дневное время на ваших стенах таинственным образом появятся воздушные пузырьки.

Чтобы правильно наклеить ткань на стену, действуйте по представленной ниже пошаговой инструкции.

Шаг 1: Приклеивание первой панели

  1. Отрежьте первую панель, равную высоте стены плюс 10-15 см. С помощью кисточки или губки ровно намажьте клей-пасту на стену, покрыв верхнюю треть стены. Размазывайте клей по слегка большей поверхности, чем ширина ткани. Совместите рисунок (не обязательно от кромки) с вертикальной линией и оставьте наверху поля 5-7,5 см. Если вы покрываете более одной стены, то первую панель помещайте так, чтобы левая сторона оборачивалась вокруг угла на 2,5-5 см.
  2. Используя кисть для разглаживания, прямоугольник или тряпку, разгладьте ткань на стене. Начинайте разглаживать от вертикальной линии и далее по направлению кверху. Если ткань очень тяжелая, то с помощью нескольких острых гвоздиков или кнопок временно прикрепите ее вдоль верхнего края.
  3. Аккуратно поднимите и отодвиньте оставшуюся часть ткани от стены. Нанесите клей на среднюю треть стены. Лучше, чтобы кто-то подержал ткань, пока вы намазываете клеем стену. Если же помочь некому, то закрепите ткань с помощью прищепки для занавески или скрепки художника и зацепите ее за гвоздь, вбитый в верхний край стены.
  4. Разгладьте ткань на той площади, которую вы намазали клеем, работая от вертикальной линии вниз по отношению к прежде наклеенной зоне.
  5. Повторите процедуру (нанесите клей и разгладьте ткань) на нижней трети стены.
  6. Острым лезвием ножа для поделок отрежьте излишки ткани по верхнему и нижнему краю. Если ткань режется плохо, то подождите, пока засохнет клей. Поскольку лезвия ножа быстро тупятся, вам придется постоянно менять их.

На этих фото показаны этапы отделки стен тканью своими руками:

Шаг 2: Наклейка последующих панелей

  1. Отрежьге ткань для следующей панели. Планируйте 2,5-5 см на боковое поле для перехлеста и совмещения рисунка. Намажьте клеем верхнюю треть стены, включая перекрытие снизу (правое поле) на первой панели. Разгладьте ткань на месте, убедившись, что рисунок точно совпадает и под перекрытием. Повторите процедуру намазывания клеем и разглаживания на остальных частях панели.
  2. Крепко держите прямой край посередине между верхним и нижним перехлестом. С помощью ножа для поделочных работ сделайте разрез обоих слоев ткани (режьте сверху вниз).
  3. Уберите полоски ткани в том месте, где был верхний перехлест. Затем аккуратно отделите ткань от стены и уберите перехлест снизу. Приклейте вторую панель обратно на место и снова загладьте ее. Если нужно, кисточкой добавьте еще немного клея на стену вдоль шва.
  4. Отрежьте верхний и нижний края, как указано в Шаге 1, пункт 6.
  5. Повторите процедуру наклейки, разглаживания и подрезания с остальными панелями.
  6. Проверьте оклеенные стены на предмет наличия воздушных пузырьков: проткните иголкой такие зоны или сделайте там маленький надрез и снова разгладьте ткань на стене. Если под тканью образовалось много маленьких пузырьков воздуха, закончите делать одну стену, затем смажьте тонким слоем жидкого крахмала. Шлифовка такого рода поможет вам убрать пузырьки и станет защитным слоем от грязи.

Совет. Если края ткани отходят от стены, аккуратно оторвите ткань от стены, намажьте стену клеем и, снова приклеив ткань, разгладьте ее на стене. Можно также наложить тонкий слой клея на эту зону. Когда ткань снова размягчится, клей впитается сквозь нее в стену. Разгладьте это место с помощью тряпки или щетки.

Совет. Если ткань очень тяжелая, то прищепки или скрепки, возможно, не смогут ее удержать. В таком случае лучше взять большие английские булавки.

Пошаговая отделка стен тканью демонстрируется в этом видео:

Отделка тканей

Смотреть что такое «Отделка тканей» в других словарях:

  • Отделка тканей — в широком значении процессы отбеливания (См. Отбеливание), крашения (См. Крашение), печатания и заключительные операции облагораживания тканей (т. н. заключительная О. т.). В более узком значении под О. т. понимают лишь заключительную… … Большая советская энциклопедия

  • Глянцевая отделка тканей — то же, что лощение заключительная отделка, которой подвергаются хлопчатобумажные ткани. Состоит в нанесении аппрета с высокой концентрацией крахмала и веществ, способствующих получению блеска (парафин, воск, стеарин), последующей сушки и… … Энциклопедия моды и одежды

  • ОТДЕЛКА — тканей в широком значении процессы отбеливания, крашения, печатания рисунка и заключительные операции: аппретирование, высушивание с одновременным ширением (восстановление ширины ткани) и ликвидацией перекосов по основе и утку, декатировка,… … Большой Энциклопедический словарь

  • Отделка изделий из волокнистых веществ — (аппретура). Окончательная О. изделий из волокнистых веществ, пряжи или тканей, имеет целью придать им вид совершенно готовых изделий и выставить в наиболее благоприятном свете присущие им качества. Разнообразные приемы, употребляемые для этой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Отделка изделий из волокнистых веществ* — (аппретура). Окончательная О. изделий из волокнистых веществ, пряжи или тканей, имеет целью придать им вид совершенно готовых изделий и выставить в наиболее благоприятном свете присущие им качества. Разнообразные приемы, употребляемые для этой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ОТДЕЛКА ОДЕЖДЫ — ОТДЕЛКА ОДЕЖДЫ. При выборе отделки следует учитывать особенности фигуры, возраст, моду, расцветку и фактуру ткани (см. статью Одежда). Отделка должна быть однородной; нельзя, например, к низу платья пришить плиссированную оборку, а воротник… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • отделка — и; ж. 1. к Отделать отделывать (1 2 зн.). Внутренняя о. зданий. 2. То, что служит украшением чего л. О. платья. О. кантом деталей костюма. О. в виде аппликации. Шляпа с креповой отделкой. * Отделкой золотой блистает мой кинжал (Лермонтов). ◁… … Энциклопедический словарь

  • Отделка стирай-носи — противосминаемая и противоусадочная обработка сорочечных тканей из целлюлозных волокон карбамолом ЦЭМ. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) … Энциклопедия моды и одежды

  • Отделка форниз — (формирование несминаемого изделия) разновидность противосминаемой и противоусадочной отделки; пропитывание тканей карбамолом ЦЭМ, карбамолом ЛГ и хлорополом ЦЭМ с последующей сушкой. При дальнейшей термообработке на ткани образуется тонкая… … Энциклопедия моды и одежды

  • Печатание тканей* — (impression, Druckerei, printing) представляет одну из очень крупных отраслей химической промышленности, в особенности П. хлопчатобумажных тканей, или так наз. ситцепечатание . Химическая сторона этого дела имеет много общего с крашением тканей в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Декор стен тканью своими руками

Ткань на стенах должна полностью гармонировать с остальным текстилем, используемым при оформлении помещения.

Обивка стен тканью – один из самых современных способов отделки, позволяющий не только создать в помещении неповторимый дизайн, но и скрыть некоторые недостатки на поверхности стен. Декорирование стен тканью пользуется особым спросом у владельцев загородного жилья, комнаты которых отличаются высокими потолками и большой площадью стен. Это красивая, долговечная и весьма оригинальная отделка, которая стала прекрасной альтернативой всем существующим отделочным материалам. Выполнение работ не отличается высоким уровнем сложности и не требует участия квалифицированных мастеров. Чтобы добиться успеха, важно строго следовать правилам технологического процесса и правильно выбрать наиболее подходящую ткань.

Ка выбрать ткань

Обивка стен тканью выполняется с помощью искусственных и натуральных материалов, которые можно приобрести в специализированных торговых организациях. Выбирая ткань для стен, следует в первую очередь обратить внимание на:

  • джут;
  • жаккард;
  • лен;
  • хлопок.

Это не только натуральные материалы, они обладают и рядом иных преимуществ. Так, например, закрепив такую ткань на стенах вместо обоев, можно не волноваться за правильно выбранное направление нити и то, как будет ложиться на поверхность дневной свет. Огромной популярностью пользуются смешанные ткани, в составе которых натуральные волокна и вискоза. Для проведения работ по отделке помещения очень удобна форма выпуска такого материала. Это рулоны шириной от 140 до 280 см и длиной ткани в 100 м.

Искусственные материалы используют в тех случаях, когда проводится отделка стен тканью своими руками. Вискоза и полиэстр, полиакрил и полиамид привлекают внимание желающих изменить внутреннее пространство своего жилища тем, что прекрасно растягиваются, легко принимают любую нужную форму, долгое время не теряют своей привлекательности.

Прежде чем приступить к выполнению работ, нужно правильно выбрать не только ткань, предназначенную для обивки стен, но и само место ее фиксации.

Яркие полотна помогут создать акцент на одной из стен в помещении.

Такое декорирование не выполняют в кухне и прихожей, проходной зоне и помещениях с повышенной влажностью. На фото показано, как именно можно украсить помещение, используя яркие выразительные полотна ткани.

Декор стен тканью выполняют в строгом соответствии с технологическим процессом, разработанным конкретно для оформления стен тканью. По сравнению с обоями материал для декорирования отличается большей выносливостью, прост в работе и долговечен. Ткани для подобного декорирования легко чистятся и не накапливают бытовую пыль.

Синтетические ткани отличаются плотностью и умеренной растяжимостью. Они прекрасно ложатся на любую поверхность и скрывают имеющиеся недостатки и небольшие дефекты.

Тканевые полотна, изготовленные из синтетических волокон, отличаются высоким уровнем влагостойкости, подходят для создания драпировки, держат форму на протяжении длительного периода времени, не поддаются негативному воздействию ультрафиолетовых лучей.

Все эти качества учитываются при выборе ткани для использования в интерьере в качестве декорирующего финишного покрытия стен.

Натяжка

Существует несколько способов, воспользовавшись которыми можно быстро и качественно обшить стены тканью самостоятельно, не прибегая к помощи квалифицированных специалистов. Чтобы натянуть синтетическое полотно своими руками, нужно приготовить соответствующие инструменты и крепежные элементы:

  • деревянные рейки;
  • дюбель гвозди;
  • молоток и гвозди;
  • дрель и шуруповерт;
  • строительный уровень.

Понадобятся карандаш и линейка, чтобы отмерять нужное расстояние и делать отметки. Преимущество данного способа декорирования заключается в том, что в пространстве между полотном и стеной, образующимся в ходе работ, может быть уложен шумоизоляционный материал.

Начинается процесс с монтажа своеобразного каркаса. По всему периметру комнаты под потолком с помощью дюбель гвоздей крепится горизонтальная рейка. Такая конструкция собирается и вдоль плинтусов.

Фиксация ткани осуществляется с помощью мебельных скоб, но при использования довольно плотного полотна можно воспользоваться молотком и мебельными гвоздиками. Вся площадь обшиваемой поверхности должна быть закрыта полотном. Натяжку важно выполнить равномерно, избегая провисания ткани.

Если для фиксации используют мебельные скобы, то вполне достаточно просто подвернуть край материи, но при выполнении работ с помощью гвоздей под шляпкой каждого из них должен быть размещен небольшой кусочек натуральной кожи.

Эти меры помогут избежать разрыва материи во время натяжки:

  1. Первая точка крепления находится в середине потолочной рейки. Стараясь равномерно натягивать ткань, ее крепят до конца рейки по направлению в одну сторону, а затем повторяют все действия в другую.
  2. После завершения операции приступают к фиксации ткани к нижней рейке, закрепленной вдоль пола. Начинают также от середины и постепенно удаляются от первой точки фиксации в обе стороны одновременно.

Натяжку выполняют от середины стены, направляясь в обе стороны одновременно.

Во время работы нужно постоянно контролировать степень натяжки, чтобы не допустить ни провисания, ни разрыва ткани. В завершении процесса все точки крепления закрывают молдингом и плинтусами. На фото видно, что строгое выполнение правил позволяет добиться положительного результата.

Обшивка стен тканью позволит не только скрыть дефекты, имеющиеся на поверхности стен, но и создать дополнительную тепло- и звукоизоляцию.

Наклеивание

Перед тем как наклеить ткань на стену, необходимо подготовить поверхность к предстоящему декорированию. Использование в интерьере такого способа оформления даже небольших поверхностей позволяет кардинально изменить восприятие окружающего пространства. Стена, оклеенная эффектной тканью – настоящее украшение помещения, но помимо этого данный способ декорирования позволяет четко обозначить границы определенного участка при зонировании пространства.

Для начала потребуется основательно подготовить поверхность стены:

  • удалить сохранившееся старое покрытие;
  • при необходимости частично или полностью обновляется шпаклевка или штукатурка;
  • поверхность стены обрабатывается грунтовочным составом глубокого проникновения;
  • все обнаруженные на поверхности стены и проступающие сквозь штукатурку металлические детали покрывают нитроэмалью, чтобы предупредить появление на ткани пятен ржавчины.

После этого работы по подготовке оклеиваемой стены можно считать завершенными, и пора приступать к разметке материала. Приступая к отделке стен тканью, которая будет зафиксирована на клеевом составе, нужно точно измерить все поверхности, которые предстоит оклеивать. Точно отмерить придется и полотна ткани.

Опытные мастера рекомендуют разрезать ткань на несколько одинаковых по размеру полос, чтобы облегчить процесс приклеивания.

Перед наклеиванием материала на стену клеем промазывают участок, подготовленный строго для одного полотна.

Приклеить одно большое полотно, покрывающее всю стену сразу, достаточно сложно. Чтобы упростить решение поставленной задачи, можно разделить ткань на несколько небольших полотен. Выбрав клеевой состав, нужно его приготовить, размешать, дать клею настояться и приступить к его нанесению на поверхность стены. Подготовительные работы с тканью видны на фото.

Если предстоит оклеить всю стену полностью, то наклеивают цельное полотно. Выполнить такую работу самостоятельно довольно сложно, и мастеру потребуется участие помощников. Перед тем как можно будет приступить к раскрою материи, небольшой отрез помещают в горячую воду, чтобы проверить ткань на усадку и стойкость окрашивания.

Спустя 10-15 минут, лоскут достают из воды, высушивают, проглаживают и вновь измеряют. Если все параметра остались прежними, то ткань усадки не дает и можно крепить ее на клеевой состав. Самым удобным для работы с тканью считается мебельный или казеиновый клей. Он высыхает и набирает прочность под воздействием высоких температур при нагреве декорированной поверхности. Таким клеем можно покрыть сразу всю поверхность стены, не боясь преждевременного высыхания.

Наклеивать ткань начинают, как и обои, сверху. Одни из рабочих удерживает полотно, а второй, натягивая, прокатывает его валиком, добиваясь равномерного прижатия. Для более надежной фиксации пользуются мебельными скобами, которые при необходимости позже удаляют. Прижав валиком ткань к обработанной клеевым составом поверхности, ее лучше всего погладить горячим утюгом, но в некоторых случаях можно воспользоваться феном (не обязательно строительным), чтобы как можно быстрее добиться полного высыхания клея и материала.

Проглаживают всю поверхность стены несколько раз. Спустя 3 суток необходимо проверить плотность прилегания и отсутствие пузырьков воздуха под тканью. Если такие будут обнаружены, их прокалывают иглой и вновь проглаживают всю поверхность утюгом. Под воздействием высокой температуры ткань прочно приклеивается к стене. Излишки материала под потолком и над полом аккуратно срезают и закрывают края молдингом, багетом и плинтусами.

Не менее популярен такой способ оформления пространства, как драпировка с помощью тканей, но подобные отделочные работы чаще проводят в загородных коттеджах. На стенах современных квартир лучше смотрится наклеенное полотно или натянутая ткань.

Порядок работ показан на видео, которое может стать подробной инструкцией к выполнению перечисленных работ.

Механические свойства тканей

Драпируемость — способность текстильных материалов в подвешенном состоянии под действием собственного веса принимать пространственную форму и образовывать мягкие, подвижные складки. Драпируемость зависит от жесткости материала на изгиб и его веса: чем выше жесткость, тем хуже драпируемость и чем больше вес, тем драпируемость лучше.

Как и все механические свойства, жесткость и драпируемость текстильных материалов зависят от их структуры и отделки, а также от свойств формирующих материал волокон и нитей. Жесткость волокон определяется их формой, размерами и молекулярной структурой. Чем больше распрямлены и ориентированы цепные молекулы полимера, тем больше внутреннее трение, ограничивающее возможность перемещения участков цепей, тем меньше гибкость волокон и больше модуль их упругости. Например, жесткость льняной ткани объясняется высоким модулем упругости льняных волокон. Вследствие низкого модуля упругости шерстяных волокон жесткость шерстяной ткани значительно меньше.

При круглой форме сечения волокна оказывают большее сопротивление изгибающим усилиям, чем при плоском. Жесткость волокон растет с увеличением их толщины. Чем толще нити и формирующие их волокна, тем больше жесткость выработанного из них материала. С увеличением крутки повышается слитность нитей и вместе с этим их жесткость. Поэтому по направлению основы, имеющей более высокую крутку, чем уток, жесткость ткани на изгиб больше, чем в поперечном направлении. Жесткость нитей при увеличении крутки растет до известного предела. За пределами критической крутки, когда участки волокон, лежащие в периферийных слоях, перенапряжены круткой, сопротивление нитей изгибу падает. Поэтому ткани из нитей креповой крутки обладают хорошей гибкостью и драпируемостью.

Переплетение ткани является одним из решающих факторов, влияющих на жесткость ткани. Так как жесткость понижается с увеличением свободной длины, то естественно, что с ростом длины перекрытий и при уменьшении количества связей между системами нитей жесткость ткани уменьшается. Рост плотности ткани, следствием которого является уменьшение длины нити между точками ее касания и увеличение дуг обхвата нитей, приводит к повышению жесткости всей системы. Поэтому коэффициент связанности ткани, устанавливающий зависимость связанности элементов ткани от ее плотности, переплетения и номеров пряжи, может характеризовать жесткость и драпируемость ткани. При коэффициенте связанности, равным 5—5,5, хлопчатобумажная ткань обладает хорошей драпируемостью, при значении коэффициента связанности выше 6 драпируемость ткани неудовлетворительная.

Так как жесткость ткани на изгиб характеризуется моментом инерции сечений тела, то с увеличением толщины ткани ее жесткость растет, а драпируемость ухудшается. Следует отметить, что требования, предъявляемые к жесткости и драпируемости материалов, изменяются в зависимости от их назначения и фасона изделия. Из жестких и плохо драпирующихся материалов можно изготовлять одежду только строгих форм, с прямыми линиями.

Материалы для женских платьев, которые требуют мягких линий, складок, сборок, должны иметь наибольшую мягкость и лучшую драпируемость. Так как в изделиях складки обычно направлены вдоль материала, особенно важна хорошая драпируемость тканей по утку и трикотажа по петельным рядам. Некоторые фасоны женской одежды (пышные юбки, стоячие банты и т. д.) требуют жестких материалов. В процессах швейного производства при настиле жесткий материал меньше тянется, не дает заминов и перекосов, благодаря чему обеспечивается большая точность выкраиваемых деталей.

Приборы и методы для определения жесткости тканей

Для характеристики условной жесткости при изгибе материалов, значительно прогибающихся под действием собственного веса, чаще всего пользуются методом консоли и определяют стрелу прогиба испытываемого образца. Чем жестче ткань, тем дольше не коснется плоскости конец полоски и тем больше будет длина l ее свешивающейся части.

В табл. 11-6 приведены значения условной жесткости некоторых костюмных тканей различного волокнистого состава, полученные при испытании по стандартному методу.

Ткань, лишенная способности драпироваться, получает форму, при которой расстояние между краями образца очень близко к ширине образца.

Таблица 11-6. Условная жесткость и несминаемость костюмных шерстяных тканей

Артикул ткани

Вес 1 м2 в г

Волокнистый состав, в %

Толщина пряжи в текс

Условная жесткость в мг х см2

Несминаемость в %

по основе

по утку

под углом 450

по основе

по утку

под углом 450

Шерсть 100

22,2×2

81,0

83,5

84,0

» 100

22,2×2

80,5

82,0

82,5

» 100

35,7

82,0

83,0

84,5

Н-195

» 100

31,2×2

81,0

82,5

83,5

» 100

19,2X2

83,8

82,5

84,0

23 340

» 30

Вискоза 30

Терилен 40

22,2X2

73,0

74,0

75,0

Шерсть 30

Вискоза 30

Терилен 40

22,2X2

78,0

78,0

78,5

23 232

23 336

Шерсть 30

Вискоза 30

Терилен 40

22,2X2

76,5

73,0

77,5

Шерсть 80

Лавсан 20

19,2X2

82,0

80,0

82,0

23 195

Шерсть 80

Лавсан 20

31,2X2

78,0

76,5

78,5

23 194

Шерсть 55

Лавсан 45

22,2X2

79,0

78,0

77,0

21 141

Шерсть 55

Лавсан 45

19,2X2

76,0

75,0

75,0

23 318

Шерсть 70

Вискозное,

штапельное

волокно 30

22,2×2

68,5

67,0

68,0

Н-182

Шерсть 50

Нитрон 50

22,2×2

85,0

82,0

85,0

Драпируемость определяют по формуле:

где А — расстояние между углами нижнего края в мм;

Представление о драпируемости тканей и трикотажа в разных направлениях одновременно дает дисковый метод. При испытании драпируемости по этому методу образец 1, вырезанный в виде круга, располагают на диске меньшего диаметра и прижимают вторым диском 2. При помощи стержня 3 диск может подниматься и опускаться. Края образца, свешиваясь с поднятого диска, принимают в зависимости от жесткости материала ту или иную форму.

Освещая диск сверху пучком параллельных лучей, получают на бумаге проекцию ткани, площадь которой по своим размерам в зависимости от жесткости материала в большей или меньшей степени приближается к площади испытываемого образца. Хорошо драпирующиеся ткани, например креп-жоржет (рис. 11-41, а) дает сильно изрезанный контур с глубокими складками. Площадь проекции такого материала значительно меньше площади образца. Проекция образца шерстяного трико (рис. 11-41, б) может служить примером плохой драпируемости ткани по направлению основы и утка. Креп-сатин (рис. 11-41, в) имеет хорошую драпируемость по утку и плохую по основе.

Рис. 11-40. Определение драпируемости дисковым методом

Рис. 11-41. Проекции тканей разной степени драпируемости: а — хорошая; б — плохая; в — плохая по основе

Драпируемость материала по дисковому методу характеризуется двумя величинами — коэффициентом драпируемости и соотношением размеров осевых линий А и В, проведенных через центр площади проекции (у ткани по направлению основных и уточных нитей, у трикотажа по направлению петельных рядов и столбиков). Коэффициент драпируемости характеризуется отношением разности площадей образца и его проекции к площади образца и определяется по формуле

где S0 — площадь образца в мм2; Sп площадь проекции образца, определенная планиметрированием, в мм2.

Соотношение осевых линий Х0= В/А, равное 0,95—1,1, показывает, что драпируемость материала в обоих направлениях одинаковая. Если В/А >1,1, материал имеет хорошую драпируемость в поперечном направлении, если В/А <0,95, драпируемость лучше в продольном направлении.

Драпируемость ткани может быть определена по показателям жесткости ткани при помощи эмпирической формулы:

причем

где А—коэффициент l — длина свешивающейся полоски ткани в см; а,в, с — постоянные величины, имеющие следующие значения:

при а>0,23

а=0,595; в=0,041; с=0,203;

при а<0,23

а=1; в=0,013; с=0,100.

Таблица 11-7. Ориентировочные коэффициенты драпируемости тканей

Вид и назначение ткани

Оценки драпируемости

хорошая, выше

удовлетворительная

плохая, ниже

Хлопчатобумажная:

45—65

Шерстяная платьевая:

68—80

Костюмная:

50—65

Пальтовая:

42—65

Шелковая платьевая:

75—85

В табл. II-8 приведены данные исследования драпируемости и коэффициенты драпируемости некоторых тканей:

Таблица 11-8 Драпируемость и коэффициенты драпируемости некоторых тканей

Драпировка

Драпировка

Слово драпировка образованно от французского «draper», что дословно переводится, как собирать, украшать или закрывать что-то складками. Драпировка в одежде – это складки или сборки, специально предусмотренные конструкцией с целью моделирования и декорирования формы модели.

От фактуры и пластичности ткани зависит внешний вид складок. Толстый и жесткий материал создаст крупные и широкие складки, его можно драпировать только в одном направлении. Тонкая и мягкая ткань ляжет гибкими, плавными волнами. Одинаково хорошо будет смотреться в поперечном, и в продольном направлении. Ткань из шелка или шерсти даст объемные формы с разнообразными структурами. Трикотаж создаст более округлые складки, чем все остальные полотна. Из толстого, плотного материала создаются драпировки на верхней одежде. Остальные используются для украшения в платьях, блузах, юбках.

По форме драпировка одежды разделяется на: трубчатую, каскадную, лучевую, пазушную и радиальную.

  • Лучевые драпировки расходятся из одной верхней точки к низу, увеличиваясь и расширяясь. Тем самым образуют форму веера.
  • Трубчатая образует параллельные друг другу складки. Ткань плиссе (plisse) и гофре (gofre) – яркий пример подобной драпировки.
  • Каскадная – разновидность трубчатых складок, с отличием в оформлении нижнего среза, который выполняется по косой линии под углом к складкам.
  • Пазушная драпировка крепится в двух точках: снизу и в точке, исходящей из пазухи. Драпировка образуются в результате свободного нависания и напуска ткани.
  • Радиальная так же крепится в двух местах, с ее помощью получаются драпировки наиболее сложной формы.

Кроме того, по внешнему виду драпировка бывает симметричной и ассиметричной, так же прямой косой и поперечной.

Драпировка в истории одежды

Не самый древний, но наиболее известный пример одежды с драпировками – древнегреческие и древнеримские хитоны (khiton), гематии (gematiya), тоги (toga), туники (tunika) и плащи. Одежда в те времена не сшивалась, а искусно драпировалась. Все ее разнообразие, в сущности, начиналось с одного отрезка ткани, который приобретал на теле различные формы, в зависимости от свойств полотна и способа крепления на теле. Цвет, вопреки привычному представлению, не ограничивался белым. Одежда была ярких оттенков: красного, цвета охры, синего, зеленого и пурпурного.

Позже, в Византии частично сохраняется мода на драпировку одежды. Под воздействием христианства меняется взгляд на красоту человека. В моду входит силуэт, полностью закрытый несколькими слоями одежды. Драпировка остается в накладных видах одежды: в плаще, лоруме ( lorum) и мафорие (maforie).

Длинный плащ являлся признаком привилегированного положения. Лорум – шарф из золотой парчи, длинной до 5 метров, и шириной от 15 до 35 см, украшенный камнями. Он был основным сословным украшением, и подобно римским одеждам, драпировался. Мафорий – женская накидка, закрывающая верхнюю часть головы. Благодаря своему аскетичному виду, часто изображалась в иконописи.

Драпировка вновь возвращается в моду, начиная с 20-ых годов прошлого века. Дизайнер Мадлен Вионне (Madlen Vionne ) своим новаторским взглядом на античность совершает прорыв в моде. Многие ее платья представляют собой единый отрез ткани, задрапированный на модели и закрепленный только в одном месте. Такие знаменитые женщины, как Марлен Дитрих (Marlen Ditrikh) и Грета Гарбо (Greta Garbo), носили наряды от Вионне.

Сейчас драпировка так же актуальна. Многие знаменитые модные дома прибегают к этому приему: Christian Dior, Jean Paul Gaultier, Kenzo Burberry, Nina Ricci, Chanel, Valentino и другие. На пике популярности драпированные юбки, платья, топы, брюки. Джессика Альба (Dzhessika Alba), Дженнифер Лопес (Dzhennifer Lopes), Анджелина Джоли (Andzhelina Dzholi ) и многие другие знаменитости выходят на красную дорожку именно в вещах с драпировкой.

Драпировка в искусстве

Складки на ткани в изобразительном искусстве являются одним из основных элементов. Но, редко выходят на центральный план. Драпировка дополняет и наполняет картину живостью, придает объемы одежде и полотну. Например, художник Рафаэль (Rafael), изображает своих Мадонн, окутанных в складки ткани. Ян Ван Дейк (Yan Van Deik) и знаменитая картина «Портрет четы Арнольфини», Боттичелли (Bottichelli) «Рождение Венеры» или «Весна» — лишь малая часть примеров картин, где передается драпировка ткани. Этот перечень можно продолжить портретами времен эпохи Возрождения и вплоть до конца XI века. Иконопись и художественная живопись, вдохновленная религиозными мотивами, так же часто облачает святых в драпированные одежды.

В скульптуре драпированные одежды встречаются в барельефах и статуях античности, эпохи Возрождения (статуи Афины, Венеры, Деметры, юного Диониса и многие другие). Это один из основных элементов в передаче изображений древнегреческих, древнеримских богов и героев. Но, не только античные мотивы изображают драпированную ткань на теле, так же часто можно встретить бюсты и скульптуры, изображающие лицо, покрытое вуалью или тело в складках тонкой ткани (Антонио Коррадини (Antonio Korradini)» Дама под вуалью», Рафаль Монте (Rafal Monte) «Весталка», скульптура «Ундина, выходящая из воды» и другие).

Складки ткани нашли свое место и в архитектуре. Ионические античные колонны создавались архитекторами, вдохновленными женским силуэтом в драпированных одеждах.

Ссылки

Ткань на стене

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *