Назначение бордюра очевидно: предотвратить разрушение дорожки, не допустить попадания материалов покрытия в грядки и на газон, обеспечить аккуратный вид тропинки в соответствии с окружающим ландшафтом. В отличие от некоторых других вариантов покрытие из плитки и брусчатки обязательно имеет ограждение, без которого оно просто развалится.

Содержание

Виды ограждений для тротуаров

Наиболее часто для дорожек из тротуарной плитки применяют бордюрный камень (поребрик) в виде параллелепипеда со срезанным углом. Однако встречаются образцы с отделкой, а также ограждения в виде цилиндров. Для колеровки используются те же красный и желтый цвета, что и для брусчатки.

При самостоятельной установке ограждения для дорожки лучше не использовать бордюр длиною более 60см, так как камень большого веса монтировать трудно. Для экономии бордюрный камень возможно отлить из бетона своими руками, в соответствии с мастер-классом в отдельной статье.

Также существует пластиковый и металлический бордюр, которые после установки практически незаметны. Ограждение такого вида не предназначено для больших нагрузок и используется для разграничения поверхностей, когда плоскость дорожки совпадает с уровнем газона, грунта или другого покрытия.

Способы укладки бордюров для брусчатки

Чаще всего верхний уровень бордюрного камня совпадает с плоскостью дорожки. В тех случаях, когда на покрытие может попадать грунт, что случается во время дождя, бордюр устанавливают выше покрытия.

Таким образом, существуют два варианта монтажа бордюрного камня. Обратите внимание на правильное расположение закругленного угла поребрика.

Правила монтажа бордюрного камня

На практике установка бордюра для дорожки из тротуарной плитки может оказаться проще, чем кажется. При выполнении работ потребуется инструмент в соответствии с перечнем.

До начала укладки бордюрного камня следует определиться с параметрами будущего покрытия. Для защиты от дождя рекомендуется сформировать полотно дорожки выше уровня земли на 2-4см.

С этой же целью следует обеспечить уклон покрытия 2-4 градуса. Возможно, продольный уклон уже обеспечен условиями ландшафта. В противном случае полезно расположить бордюр по обеим сторонам дорожки с разницей по высоте 1-2см.

Поребрик для покрытия из тротуарной плитки необходимо установить на определенном и точном расстоянии, чтобы обеспечить размещение брусчатки без подрезки. Расчет ведется с учетом зазора между элементами покрытия 2-4мм.

При отсутствии опыта лучше скопировать необходимый размер с готовой дорожки. Лоток для отведения воды имеет наклон боковых поверхностей, так что при его использовании следует брать в расчет наибольшую ширину элемента.

Теперь можно приступить к укладке бордюра своими руками в соответствии со следующим планом:

  1. Дорожку размечают с помощью обноски из шпагата и колышков.
  2. Копают канавку с учетом размеров поребрика и уровнем поверхности дорожки. Суммарная высота песка и раствора под бордюром составит порядка 7-9см. Если бордюрный камень имеет высоту 20см, а дорожку планируют выше грунта на 3см, глубина канавки составит 25см. При этом имеется в виду размещение бордюра заподлицо с поверхностью покрытия. Траншею ровняют и трамбуют.
  3. В канавку засыпают слой песка 6-8см. Последний выравнивают, увлажняют и трамбуют.
  4. Натягивают шпагат для контроля размещения бордюра по уровню и направлению.
  5. Готовят раствор из цемента и песка в соотношении 1:3. Последний должен быть достаточно густым и не растекаться при укладке.
  6. Раствор укладывают на место размещения поребрика.
  7. Бордюр аккуратно кладут в канавку и ровняют в соответствии со шпагатом, нанося удары резиновой киянкой.
  8. По обеим сторонам поребрика мастерком укладывают раствор так, чтобы полностью закрыть подошву бордюра. Операция обеспечит достаточную надежность ограждения для дорожки.
  9. Там, где бордюрный камень уже выставлен, траншею можно осторожно засыпать землей, не касаясь поребрика. В таких условиях созревание бетона пройдет быстрее.
  10. Выставленное ограждение для дорожки нельзя использовать до окончательного застывания цемента в течение 10-20 суток.
  11. Когда бетон созреет полностью, можно укладывать брусчатку. Грунт с наружной стороны бордюра трамбуют, подсыпают и выравнивают после завершения монтажа плитки.

Во время монтажа бордюрного камня часто возникает необходимость подрезки, которую выполняют болгаркой с алмазным кругом.

Обязательно наденьте защитные очки! На пологих закруглениях дорожки установка бордюра может проводиться без подрезки. На участках с высоким уровнем грунтовых вод необходимо предусмотреть дополнительный слой щебня высотой 10см, который закладывается под бордюром ниже песка. После изучения изложенной информации работа по монтажу бордюра своими руками уже не кажется сложной. Для разрешения оставшихся вопросов рекомендуем ознакомиться с видеороликом.

Как устанавливать бордюры и поребрик для тротуарной плитки

Положить правильно тротуарную плитку – это полбеды. Гораздо больше сложностей возникает с установкой бордюров, тем более что их размещение начинается до укладки плитки. Если попробовать обойтись без них, то уложенное покрытие со временем расползется в разные стороны, эстетичность плитки утратится.

Вообще говоря, правильная установка бордюра является спорным вопросом. Строители спорят по поводу очередности: одни утверждают, что их монтаж должен быть до укладывания покрытия, а другие – после этого.

Оба варианта имеют как свои достоинства, так и недостатки.

Оглавление:

  • Варианты установки тротуарной плитки
  • Установка до монтажа тротуарной плитки
  • Установка после монтажа тротуарной плитки
  • Подготовка к монтажу бордюра
  • Этапы укладки плитки
  • Технология установки поребрика

Варианты установки тротуарной плитки

Установка до монтажа тротуарной плитки

Установка тротуарного бордюра таким способом станет отличным вариантом для начинающего строителя. Можно применять метод и тем, кто решил своими руками выполнить укладку и тротуарной плитки, и изделия из камня или пластика. Так можно добиться практически идеальных и ровных пропорций и четко обозначить фронт работ.

Установка после монтажа тротуарной плитки

Благодаря этому методу, можно избежать перерасхода бордюрного материала и использовать его рационально. Метод востребован для тех, у кого есть опыт подобной работы своими руками. Также данного способа монтажа придерживаются и профессионалы.

Подготовка к монтажу бордюра

Первое, на что стоит обратить внимание, — это на тип изделия, который бывает односторонним или двухсторонним. Нужно запастись мелким речным песком, чтобы замешать бетонный раствор. Для подготовки этого самого раствора необходим цемент (М300-400) и дополнительно камень — крупный щебень или гравий. Колышки из дерева помогут провести разметку территории, на которой нужно будет установить бордюры. Востребован пластиковый бордюр для тротуарной плитки.

Необходимые инструменты:

  • Автоматическая или механическая трамбовка.
  • Бетономешалка для приготовления раствора.
  • Резиновый молоток для фиксации и изменения положения бордюра.
  • Лопата и мастерок.
  • Строительный уровень, леска и шнур. Эти материалы помогут установить бордюр ровно.
  • Технология установки бордюра .

Этапы укладки плитки

Провести разметку территории — первый этап работы. Для этого нужно в почву установить деревянные колышки, натянуть на них веревку. Важно учесть все возможные уклоны, по которым будет уходить вода. Этому этапу требуется уделить особое внимание, потому что именно от него зависит, насколько ровно и качественно будет установлен пластиковый элемент.

Подготовка траншеи — второй этап. В первую очередь, необходимо выкопать яму шириной 20 см. Глубина зависит от высоты самого материала (бордюра), но она не должна быть меньше 10 см. После нужно эту траншею утрамбовать: засыпать щебень и уплотнить его слоем песка. Бывает, что нет под рукой специального автоматического устройства для утрамбовки. Его можно сделать своими руками. Нужно соединить брусья или бревна в виде перевернутой буквы Т.

Для удобства работы можно прикрепить к основанию «механизма» самодельную ручку.

Монтаж — основной рабочий момент. Необходимо замесить раствор в бетономешалке. Пропорция цемента к песку – 3 к 1. Полученный раствор должен быть густым, чтобы его можно было накладывать лопатой. Воду добавлять надо только в хорошо перемешанный раствор, чтобы не образовались комки.

Раствор нужно заливать тонким слоем на «подушку» из щебня и песка. Важно на этом шаге применять уровень, чтобы установить бордюр ровно. Сверху нужно установить камни. Отрегулировать их положение поможет строительный резиновый молоток. Только после установки всех элементов можно заливать раствор в основание блоков.

Перед высыханием проверить расположение всех элементов. Если что, их можно легко подкорректировать.

Технология установки поребрика

Поребрик, в отличие от бордюра, устанавливается, чтобы отделить пешеходную зону от газона или пешеходную зону от автомобильной. Еще отличие заключается в том, что при монтаже бордюра его часть уходит под землю. Бордюр кладется в горизонтальном положении, а поребрик – в вертикальном. В строительстве оба этих материала называются бортовыми камнями. Как установить поребрик:

  1. Выкопать траншею.
  2. Залить ее водой и утрамбовать.

Важно! Глубина траншеи с подушкой из щебня и песка должна составлять не менее 1/3 высоты поребрика. Эта подушка поможет скрепить бетонное изделие и землю. Лучше промазать края поребрика раствором, чтобы улучшить скрепление.

Особенности установки бордюров:

  1. Прямые участки дороги требуют укладки бордюра впритык.
  2. Если тропинка изгибается под большим углом, торцы бордюров не требуют подрезания.
  3. Если повороты в виде дуги, то подрезать бетонное изделие у камней с каждого торца, чтобы обеспечить плотное прилегание.
  4. Должен быть небольшой зазор в 2-3 см между элементом из камня или пластика и траншеей, чтобы его мог закрепить раствор.
  5. Ливневки можно использовать вместо установки бордюрных изделий.

Установить бордюрный элемент из камня или пластика правильно – не так уж и сложно. Если четко следовать технологии, то можно красиво обрамить любую дорожку. Монтаж выполняется или собственноручно, что позволяет сэкономить средства. Если требуется выполнить все предельно быстро и быть уверенным в качестве, стоит доверить работу опытным специалистам своего дела. Они быстро монтируют как пластиковый вариант, так и изделие из камня, гарантируя долговечность эксплуатации.

ТТК. Установка бетонных бортовых камней (бордюров)

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— типовые чертежи;
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

— установка бетонных бортовых камней

— 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:
— геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;
— подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;
— устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;
— устройство основания h=0,10 м из бетона;
— установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;
— дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
— обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;
— заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.
2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;
— СП 126.13330.2012. «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84»;
— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;
— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;
— СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;
— СНиП 2-07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
— ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ»;
— ГОСТ 28013-98. «Растворы строительные. Общие технические условия»;
— ГОСТ 7473-2010. «Смеси бетонные. Технические условия»;
— ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые»;
— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;
— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;
— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;
— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;
— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;
— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;
— МДС 12-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.
3.2. До начала производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
— разработать ППР на благоустройство территории и согласовать его Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;
— решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;
— назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;
— обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;
— укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;
— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
— подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;
— обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;
— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
— оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;
— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
— доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;
— установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;
— составить акт готовности объекта к производству работ;
— получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.
3.3. Общие положения
3.3.1. Бордюрный камень выполняет, как эстетическую, так и практическую функции. Он придает мощеному участку аккуратный и законченный вид. Его можно подобрать по цветовой гамме, соответствующей тротуарной плитке.
С точки зрения функциональности, бордюрный камень:
— помогает укрепить края мощеного участка, предотвращая обламывания плитки или асфальтобетонного покрытия, при проезде автомобиля или проходе пешехода по краю покрытия;
— не дает расходиться швам, при обильной влажности и сильных морозах.
3.3.2. Бордюрный камень устанавливают в местах перехода тротуара в проезжую часть, ограждает газон от садовых дорожек и т.д.
Бетонные бортовые камни БР 100.30.15 предназначены для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов.
3.3.3. Установка бортовых камней является началом работ при устройстве дорожной одежды внутриквартальных проездов и тротуаров. Установка бортовых камней должна производиться в соответствии с требованиями Рабочего проекта, РТК, ППР и другой технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
3.3.4. К установке бортовых камней следует приступать после проверки соответствия проекту положения в плане и высотных отметок основания. Основания должны быть не переувлажненными и не деформированными.

Рис.7. Схема благоустройства с установкой бортового камня

3.4. Подготовительные работы
3.4.1. До начала производства работ по установке бортовых камней должны быть выполнены предусмотренные ТК подготовительные работы, в т.ч.:
— принята от заказчика строительная площадка;
— проведен контрольный осмотр рабочей площадки на предмет проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет предусмотренные проектом охранные мероприятия;
— выполнена геодезическая разбивка мест установки бортовых камней;
— на объект завезены строительные материалы в необходимом объеме.
3.4.2. Строительная площадка передается лицу, осуществляющему строительство, представителем технического надзора Заказчика по Акту передачи земельного участка под строительную площадку, в соответствии с Приложением Б, СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011.
3.4.3. Геодезическую разбивку линии бортов можно производить от оси проезжей части, красных линий, существующей застройки и других постоянных сооружений. Вертикальные отметки линий бортов в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.
Для переноса запроектированного и представленного на чертежах плана установки бортовых камней на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них, производится разбивка установки бортовых камней, процесс, который заключается в следующем:
— по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности, и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;
— полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками);
— переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.
Вдоль края проезжей части, тротуара или пешеходной дорожки в створе с будущей линией бортовых камней по теодолиту выставляют ряд деревянных колышков, верх которых соответствует верхней плоскости бортового камня по проекту. По лицевой стороне, обращенной к проезжей части, натягивают шнур (причалку). На колышках в точках перелома продольного профиля по нивелиру отмечают краской высотные отметки грунтового основания, бетонного основания и бортовых камней.
По лицевой стороне, обращенной к проезжей части, натягивают шнур (причалку). Разбивку делают на сменный объем работ.
Для более точной установки бортового камня применяют обноску из досок и стоек, забиваемых в грунт на глубину 0,6-0,7 м по обе стороны траншеи и прибитых к ним с внешней стороны досками толщиной 30-40 мм (на ребро), под углом 90° к лицевой линии бортового камня (см. рис.8). Верхнее ребро всех досок располагают горизонтально, что контролируется с помощью нивелира. Расстояние между столбами обноски 1,5 м, а высота над уровнем земли 0,8-0,9 м. На верхнем ребре доски забивкой гвоздей обозначают точное положение бортового камня на месте его установки в плане по линии лицевой стороны.

Рис.8. Деревянная обноска

Обноски устанавливают по теодолиту параллельно продольной линии проезжей части через 20-30 м (см. рис.9).
В местах крепления разбивочных осей (проволока или леска) для лучшей их фиксации в досках обноски делают не глубокие пропилы.
Все данные из разбивочного чертежа выносят на обноску и закрепляют гвоздями.
Величину требуемой толщины подушки из щебня с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение равного 1,25 и толщину бетонного основания закрепляют на кольях.
В точках перелома продольного профиля на обносках по нивелиру отмечают высотные отметки грунтового основания, бетонного основания и бортовых камней.

Рис.9. Схема разбивки установки бортовых камней при помощи обноски
1 — обноска из досок; 2 — визирка; 3 — шнур; 4 — бортовой камень

Закрепительные знаки (колышки, обноски) сохраняются до сдачи установленных бортовых камней представителю технического надзора Заказчика. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87.
Выполненные работы необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей объекта капитального строительства на местности в соответствии с Приложением 2, РД 11-02-2006 и получить разрешение на отрывку траншеи под установку бортовых камней.
3.4.4. Фракционный щебень грузят на приобъектном складе экскаватором-погрузчиком JCB 3CX m в автомобили-самосвалы КамАЗ-55111, а бортовые камни на поддонах (18 шт. на поддоне) грузят автомобильным стреловым краном КС-45717 в седельный тягач КамАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-93271 и доставляются на объект строительства.
Доставленные на объект фракционный щебень и бортовые камни следует раскладывать в зоне действия бригады с созданием не менее чем 2-сменного запаса, который должен постоянно пополняться. Камни раскладывают вдоль траншеи в линию так, чтобы расстояние их подноски не превышало трех метров.
3.4.5. Не позже чем за смену до установки бортовых камней рабочую зону закрывают для движения, устанавливают ограждения, дорожные знаки, подготавливают съезды и объезды.
3.4.6. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И, СНиП 12-03-2001.
3.5. Организация работ по установке бортовых камней
3.5.1. Технологическая последовательность установки бортового камня (бордюра) приведена на рис.10.

Рис.10. Технологическая последовательность установки бортового камня
1 — отрывка траншеи; 2 — устройство подушки из щебня; 3 — укладка бетонного основания; 4 — установка бортового камня; 5 — заделка стыков цементным раствором; 6 — засыпка грунта с обратной стороны борта

3.5.2. Работы по установке бортовых камней выполняются на 2-х захватках длиной по 40-50 м. В процессе работы бригада делится на два звена.
3.5.3. Бригада при выполнении работ по установке бортовых камней делится на два звена. Распределение трудовых обязанностей в звеньях производится следующим образом.
3.5.4. Первое звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2 разрядов и машиниста экскаватора выполняет установку камней. Монтажник 2 разряда (такелажник) стропит камни и подбивает бетон под установленные. Монтажники 4 и 3 разрядов устанавливают камни и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.
3.5.5. Второе звено в составе дорожного рабочего 3 разряда и двух землекопов 2 разряда занимается подготовкой земляного ящика и щебеночного слоя. В начале смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.
3.5.6. Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими силами.
Для выгрузки выделяются машинист экскаватора, дорожный рабочий 3 разряда и монтажник конструкций 2 разряда.
3.5.7. Работы по монтажу бортовых камней выполняются на 2-х захватках длиной по 40-50 м.
3.6. Первая захватка
3.6.1. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

Установка бетонных бордюров своими руками

Качественное оформление сада — непростая и трудоемкая задача. Тем не менее, на практике давно доказано, что ее можно эффективно решить своими силами. В данном контексте очень важно подключить фантазию в нужный момент, и тогда многие оригинальные и полезные идеи будут воплощены в жизнь.
Сегодня мы продолжим разговор об устройстве бордюров на садовом участке. Очередная актуальная тема нашего цикла – самостоятельная установка бетонных поребриков.

Пошаговое руководство по установке бетонных бордюров

Не секрет, что бетонные конструкции, выполненные качественно, с соблюдением основных правил, служат на протяжении многих лет. Среди их многочисленных достоинств чаще всего говорят о практичности, отсутствии необходимости постоянного ухода и стойкости к агрессивным воздействиям извне.
Проведем короткое сравнение бетона с другими материалами, применяемыми для изготовления бордюров. Казалось бы, высадить «живой» бордюр из растений значительно легче, чем возиться с бетонным сооружением. С другой стороны живые ограждения требуют постоянного и бережного ухода. Все остальные «материалы-конкуренты» менее долговечны и значительно более уязвимы (атмосферные и механические воздействия). Так, кирпичный поребрик постепенно трескается вследствие перепадов температуры, а деревянный неизбежно будет подгнивать (вопрос времени).

О подготовке формы

Как известно, для изготовления бетонных ограждений необходимы специальные формы. В данном контексте самый простой вариант – приобретение готовых форм. Однако такой подход связан с некоторыми трудностями. Главная из них вот в чем. Отливочные формы – это цельные изделия, и достать из них застывшие куски бетона, не повредив их, — весьма сложная задача. На предприятиях для этого применяют различные виды спецсоставов, которые не позволяют бетону прилипать к стенкам. Однако работать с такими составами в домашних условиях – практически нереально. Многие владельцы участков в таких случаях используют масло, но это не очень эффективный метод.
Другой подход – изготовление форм собственными силами. В первую очередь следует удостовериться в том, что металлический листы или фанерные панели, которые вы будете использовать в качестве основы для формы, — идеально ровные и гладкие. Серьезные неровности в данном контексте могут стать причиной изъянов в изготовленных бордюрах. Если гладкость поверхности листа металла (фанеры) вызывает у вас сомнение, оберните его плотной полиэтиленовой пленкой.
Итак, на металлический (фанерный) лист производим крепеж брусков, используя для этого шурупы. Таким образом мы выполняем опалубку. Размер брусков соответствует запланированным вами размерам секций. Большинство видов бордюрных секций отличаются скошенным углом, что значительно упрощает их монтаж. По сути, такой монтаж заключается в крепеже треугольного бруска в соответствующей точке. После того, как секция будет готова, следует удалить излишки, воспользовавшись шлифовальной машинкой.
Для того чтобы избежать повреждений сегмента бетона рекомендуем выполнять бордюры длиной не более одного-двух метров. Слишком маленькая ширина поребрика может привести к появлению риска разломов. С другой стороны слишком узкий поребрик будет похож скорее на строительную балку, чем на изящное ограждение.

О подготовке раствора

В первую очередь готовим необходимое количество щебенки (для добавления в раствор) и заливаем ее водой. Благодаря тому, что щебень пропитается влагой, в дальнейшем он будет лучше «сцепляться» с цементно-песочной смесью (идеальное соотношение 1 к 3). Итак, песочно-цементный состав перемешиваем до того момента, пока он не превратится в однородную массу. Теперь можно добавлять щебенку из расчета две-три доли щебня на одну долю раствора. Далее еще раз тщательно перемешиваем все компоненты, пока в растворе не останется ни одного комка.
Заливочная форма обязательно должна быть установлена на ровной поверхности (ровность можно проверить при помощи строительного уровня).

На днище заливочной формы укладываем небольшой слой из ракушек или декоративных камней. Далее производим заполнение емкости раствором на 50 процентов. Затем устанавливаем внутри нее арматурную каркасную конструкцию. Такой каркас можно сделать по принципу железной дороги – с двумя длинными направляющими и множеством коротких поперечин. Точки стыковки арматуры необходимо зафиксировать при помощи проволоки или приварить.
Теперь можно приступить к заполнению пустой половины емкости раствором. Далее следует произвести выравнивание поверхности будущей бетонной плиты.
Раствор окончательно схватится через несколько дней, в течение данного времени емкость должна располагаться в тени. Застывшие бетонные изделия извлекаем из формы. Рекомендуем оставить их в тени еще на неделю (пока они не высохнут на 100 процентов).
Далее переходим непосредственно к процессу монтажа.

О монтаже бордюров

Самый простой и рациональный вариант – установка монолитного поребрика. Прелесть такого подхода в том, что здесь исчезает необходимость отливки различных бетонных сегментов. Поэтому вы сможете сразу приступить к монтажу бордюров.
В первую очередь копаем мини-котлован, который должен быть немного шире будущего ограждения. Оптимальная глубина траншеи – одна треть от высоты бетонного поребрика. Дно канавы должно быть тщательно выравнено. После этого засыпаем его слоями песка и щебня, трамбуем.

Известно, что бетонная конструкция имеет очень серьезный вес. В связи с этим нам потребуется опалубка с каждой стороны канавы вдоль ее наружных стенок. Такая конструкция позволит нам не допустить поломок поребрика, кроме того мы, таким образом, предотвращаем возможное вытекание раствора.

Материалами для опалубочной конструкции могут послужить профлист или асбестоцемент. Можно также использовать фанеру или металл. Высота конструкции должна быть больше глубины канавы на значение, которое равно габаритным размерам бордюра.

Необходимое количество готового бетонного раствора заливаем в котлован, а затем выравниваем смесь по уровню опалубки. Для того чтобы не допустить образования пустот, следует произвести уплотнение раствора, используя куски металлических труб или штырей. Куски металла опускаем в бетонную смесь сильными движениями сверху-вниз, одновременно раскачивая их в разные стороны.

После завершения вышеописанного этапа работ установленный монолитный бордюр необходимо закрыть плотным тентом, чтобы на еще не застывший бетон не попадал солнечный свет. После окончательного застывания бетона (от 5 до 7 дней) опалубка снимается.

Видео: Укладка бордюра своими руками

С этим материалом читают так же:

Оформляем садовые дорожки природным камнем своими руками

Садовые дорожки на участке из кирпича своими руками

Как самостоятельно сделать и установить бордюры на своем участке часть 2

Как сделать бордюры для садовых дорожек самостоятельно часть 1

Технология укладки бордюрного камня

Укладка бордюрного камня является частью работ по благоустройству территории. Технологический процесс требует проведения подготовительного этапа, выбора инструментов и вспомогательных материалов. Качество полотна зависит от соблюдения правил установки ограничивающих элементов.

Инструменты и материалы, необходимые для самостоятельной укладки бордюрного камня

Для обозначения границ тротуаров, клумб и других элементов дизайна используют бордюр. Поребрик из бордюрного камня удерживает песок основания и края садовых дорожек, сохраняет целостность полотна.

Конструкционные элементы изготовляются из дерева, пластика. Категория каменных материалов включает в себя бетонные и керамические изделия, природный камень, клинкерный кирпич. В зависимости от назначения различают магистральный, дорожный и садовый бордюры.

Для благоустройства приусадебной территории изготавливают бетонный бордюр в виде отдельных элементов заданного размера и монолитной конструкции. Выбор варианта зависит от конфигурации дорожки, требований к дизайну. Качество самостоятельно изготовленного бордюра уступает изделиям промышленного производства.

Для работ нужно подготовить:

  • штыковую и совковую лопаты для земляных работ;
  • мастерок для выравнивания бетона;
  • бетономешалку для приготовления песчано-цементной смеси;
  • шнур и колышки для разметки;
  • резиновый и металлический молотки;
  • уровень;
  • угловую шлифовальную машину с насадкой из алмазного круга.

При укладке потребуется бордюр, выбор которого зависит от назначения полотна. Для подготовки основания нужен песок и щебень, а для приготовления бетона — цемент марки М400, М500.

Что нужно подготовить до начала выполнения работ

Чтобы качественно уложить каменный бордюр из камня своими руками, потребуется набор инструментов и оборудования. Подготовительный этап работ включает в себя выравнивание территории, на которой проводятся монтажные работы.

Для этого снимают дерновый шар грунта и переносят в другое место. Толщина слоя составляет 50-100 мм. Снимать растительный слой нужно аккуратно, чтобы не повредить основной грунт.

Разметку проводят с помощью шнура, который закрепляют на колышках. Ширина канавок выбирается по толщине устанавливаемого изделия. Основание под бордюр выравнивается и утрамбовывается отдельно от основного грунта.

Поребрик из бордюрного камня устанавливается на основание из щебня, песчано-цементную смесь, бетонную подушку. Выбор технологии устройства бордюрного камня зависит от требований, предъявляемых к конструкции и долговечности покрытия.

Технология укладки основания и устройство подушки предусматривают поэтапное ведение работ, которые включают в себя:

  • разметку линии прокладки ограничивающего камня и определение глубины заложения;
  • земляные работы, связанные с выравниванием поверхностного слоя грунта и устройства траншей;
  • обустройство основания;
  • установку камня;
  • закрепление бордюра и заделку швов между элементами кладки.

Разметку линии установки конструкционных элементов осуществляют с помощью шнура, натянутого между колышками. На этом этапе работ можно проконтролировать качество выравнивания поверхности.

Глубина траншеи зависит от способа установки конструкционных элементов, их габаритов и требуемой высоты над уровнем полотна. При укладке тротуарного полотна высота установки бордюра равняется 15-20 см с учетом габаритов материала.

На въездах и входах бордюрный камень укладывают на большую глубину, что исключает создание препятствия. На дорогах конструкционный элемент устанавливают на высоту камня. Ширина траншеи должна быть на 5-7 см больше основания бордюра.

При обустройстве щебеночного основания на дно подготовленной траншеи засыпают слой песка, проливают водой для уплотнения, трамбуют и устанавливают камни. Этот способ рекомендуется применять для ограждения садовых насаждений и тротуарных полотен.

Укладка конструкционных элементов на бетонную подушку отличается высокой стоимостью и прочностью. В процессе обустройства на дно траншеи насыпают слой песка и щебня мелкой фракции. Бордюр устанавливается на бетонную смесь.

Поребрик из бордюрного камня устанавливается по шнуру, который натягивают на колышки по верхней и нижней линиям. Первый строительный элемент ставится на край траншеи. Правильность установки контролируют с помощью строительного уровня. Посадка и выравнивание элементов проводится с помощью киянки.

Чтобы не повредить поверхность камня при использовании металлического молотка в месте удара нужно подкладывать деревянную доску. Подрезку готовых конструкций осуществляют с помощью угловой машины. Воспрещается использовать при монтаже вибрационный или пневматический инструмент, который может повредить поверхность бордюра.

После установки бордюра для фиксирования с обеих сторон заливают бетонную смесь, в состав которой входит песок и щебень мелкой фракции. В процессе монтажа рекомендуется обратить внимание на то, что конструкции имеют лицевую сторону.

Ограждение для дорожки укладывается лицевой стороной к внутренней части полотна. Готовая ограждающая конструкция должна возвышаться над уровнем почвы, чтобы препятствовать расползанию покрытия.

Если элемент выступает над уровнем остальных, то его нужно посадить с помощью деревянной киянки. Конструкции, которые имеют большой вес, лучше устанавливать с помощью подъемной техники. Бордюрчики вокруг клумбы с цветами можно выложить камешками. Элементы кладки скрепляют цементным раствором или располагают без его использования.

Укладка тротуарного бордюра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *